Художник из деревни
Всего 36 лет прожил этот художник, не успев, по всей видимости, даже приблизиться к тем высотам, которые мог бы достичь, проживи он на свете еще пару десятилетий. Но, несмотря на это, он успел прославиться еще при жизни, стать одним из ведущих мастеров нового для тех времен направления в реализме – натурализма. Бастьен-Лепаж завоевал даже любовь импрессионистов, в частности, Клода Моне, который увидел в картинах молодого художника нечто близкое своей собственной философии и манере творчества.
Жюль Бастьен-Лепаж родился 1 ноября 1848 года в деревне Данвиллер в Лотарингии. Отец его занимался виноградниками, дед держал фруктовый сад. Мальчик рано увлекся рисованием и первые уроки получал от родителей; отец и сам хорошо владел кистью, мать покупала сыну репродукции известных картин для копирования. Потом Жюль учился живописи в Вердене, а в 1867 году отправился в Париж.
Там, в столице, он поступил в Школу изящных искусств, где три года учился под руководством художника Александра Кабанеля. Там же, в школе, он встретил единомышленников и друзей – тех, кто не хотел ограничивать свое творчество академическими сюжетами, кому было интересно изображать жизнь бедняков, крестьян, их быт и повседневность. В отличие от других художников-реалистов, стремившихся заострить внимание на проявлениях социальной несправедливости, на лишениях, на уродливых чертах бедности, Жюль Бастьен-Лепаж видел и воплощал в своих «деревенских» сюжетах трогательную скромную красоту.
Успех дедушкиного портрета и свой собственный стиль
В двадцать два Бастьен-Лепаж оказался на немецко-французской войне. Он был тяжело ранен и восстанавливать здоровье приехал в родной Данвиллер. Там писал портреты своей семьи, соседей. Не пренебрегал он и выставлять свои работы в Парижском салоне – первые два оказались для Бастьена-Лепажа неудачными, а вот выставка 1874 года принесла ему успех.
Это был «Портрет моего дедушки», принятый публикой очень хорошо и удостоенный медали III степени. Тогда же была выставлена «Песня весны», картина, на которой была изображена крестьянская девушка в окружении лесных нимф. Следующие годы лишь увеличивали успех и популярность художника. Его работы стали сравнивать даже со знаменитым мастером портретов, Гансом Гольбейном. «Благовестие пастухам» принесло художнику второе место в конкурсе на Римскую премию и участие во Всемирной выставке в Париже.
А вот «Приама у ног Ахиллеса» публика не оценила; Бастьен-Лепаж снова вернулся к деревенским сюжетам. Они, да еще портреты и составили основное наследие мастера. За «Портрет мадемуазель Сары Бернар» он получил крест Почетного легиона и приглашение изобразить на холсте принца Уэльского, что и было сделано. Во Франции, да и за ее пределами, Бастьен-Лепаж стал известен как лидер школы натуралистов, поклонником его творчества был писатель Эмиль Золя.
Любовь к деревне и «Деревенская любовь»
В восьмидесятых годах XIX века Бастьен-Лепаж совершил несколько долгих путешествий – по Англии, по Италии. Уже серьезно больной раком, он отправился в Алжир в надежде поправить там свое здоровье. Увы, это сделать не удалось. 10 декабря 1884 года Жюль Бастьен-Лепаж скончался в своей мастерской в Париже. Он был похоронен в родной деревне, вокруг места погребения его брат Эмиль, тоже художник и архитектор, спроектировал и создал парк.
Последней датированной работой Бастьена-Лепажа стала «Кузница». Весной 1885 года в память о художнике в Школе изящных искусств были выставлены более двух сотен его работ. Некоторые из картин Бастьена-Лепажа оказались на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Самая известная работа художника в России – большое полотно «Деревенская любовь», приобретенное еще Сергеем Третьяковым для своей коллекции. Валентин Серов, передвижник, высоко ценил эту работу и с уважением отзывался о наследии французского мастера.
Неизвестно, как мог бы развиваться творческий путь Бастьена-Лепажа, если бы ему была уготована долгая жизнь. Он мог бы вернуться к академическим стандартам и создавать картины на библейские и исторические темы. Или примкнуть к импрессионистам, которым он был близок по духу. Но лучше него скромную красоту французской деревни, ее жителей, ее пейзажей не отразил, пожалуй, никто. А вот что еще показывали посетителям всемирных выставок в Париже: от кареты до «Рабочего и колхозницы».