Девушка, двадцатые, океан
Маргарет родилась в 1901 году — то есть, ещё в ту эпоху, когда женщины носили длинные юбки и длинные волосы, велосипедисток подозревали в развращённости, а карьера для женщины была только способом спастись от голода, если её не берёт замуж обеспеченный мужчина. Невозможно было представить, что меньше, чем через двадцать лет, Маргарет и её ровесницы будут покорять пространства на самолётах и автомобилях, добиваться признания в науке, обнажать колени и танцевать энергичные танцы, немного похожие на припадок безумия.
Впрочем, нельзя сказать, что увлечение Маргарет антропологией было неожиданным. Её мать была очень активной женщиной, социологом, работавшим с итальянскими иммигрантами. Отец, профессор школы бизнеса Пенсильванского университета, тоже был человеком прогрессивных взглядов. Как и мать, Маргарет в юности почувствовала увлечение вопросами того, как взаимодействуют общество и люди, его составляющие. Кругом тысячи девушек шли в науку; пошла и Маргарет. К двадцати двум годам она стала бакалавром психологии, в следующем году защитила магистерскую диссертацию.
Бумажная работа в офисах была не для девушек ревущих двадцатых. Их манили приключения или, по крайней мере, путешествия. После защиты диссертации Маргарет пересекла океан — она решила провести исследования в Полинезии.
Честно говоря, идея была не совсем её — но ей очень понравилась. Научный руководитель Маргарет, Франц Боас, горел желанием доказать, что конфликт молодёжи с предыдущими поколениями, которым были пронизаны все двадцатые, связан с сексуальной закрепощённостью общества. Перед Маргарет стояла задача доказать, что в архаичном обществе нет ни проблемы отцов и детей, ни сексуальных табу. Она опросила множество полинезийцев и опубликовала книгу, подтверждающую теорию научного руководителя. Эта книга моментально стала скандальной.
Интересно, однако, что скандал вокруг книги разгорелся дважды, второй раз — уже в восьмидесятых, когда непредвзятость и достоверность сведений книги поставили под сомнение. Например, в труде Мид утверждалось, что подростки Полинезии пользовались неограниченной сексуальной свободой и потому полинезийцы не знали изнасилований. На деле трудно представить, что в обществе, где на свадьбе прилюдно демонстрируют девственность невесты, свобода добрачных отношений повсеместна, а примеры свободы, которые приводила Маргарет, в наше время отнесли бы к изнасилованиям: это кража невесты и ночные визиты никем не приглашённых юношей в чужие спальни.
Первый скандал сделал Мид одной из самых известных и значимых антропологов, второй… Не смог низвергнуть её с этого пьедестала. Ведь научная карьера Маргарет вовсе не ограничивалась краткой поездкой в Полинезию.
Позже она изучила и описала множество других явлений, связанных с сексуальностью и деторождением, распределением власти и социализацией, направлениями передачи знаний между поколениями и связи между обычаями общества и типами личности. Тем не менее, разоблачение первой работы Мид всё равно послужило развитию науки. Оно обратило внимание на то, как часто результат исследований зависит от предвзятости исследования и от того, как опрашиваемые реагируют на посыл, заложенный в вопросах. Даже своими ошибками Мид умудрялась служить развитию научной мысли.
Секс нужен не только для исследований
Надо сказать, сама Маргарет в жизни исповедовала как раз ту сексуальную раскрепощённость, которой искала в жизни архаичных культур из ложного посыла, что где-то есть народы, не испорченные цивилизацией. Трудно сказать, стоит ли называть Мид бисексуалкой — скорее, по природе отношений она была сапиесексуалкой. Её привлекали другие учёные и продуктивный и интересный разговор об актуальных исследованиях доставлял ей не меньше наслаждения, чем физическая близость.
Удивительно, но все три мужа — от одного из которых Маргарет родила ребёнка — хотя и были также учёными, оставили гораздо меньший след в её биографии, чем две знаменитые любовницы.
Собственно, отцу дочери Мид, одному из ведущих антропологов своего времени Грегои Бейтсону Маргарет посвятила четырнадцать лет жизни, и всё же их роман описывается мимолётно. В то же время широко известны письма Маргарет к другой легенде мира антропологии, Рут Бенедикт. «Дорогая, ты никогда не познаешь, какой бесценный и незаслуженный дар ты мне передала, одарив своей любовью, ни единого дюйма которой я никогда не отвергну. Я люблю тебя, моя красавица» Эти слова были написаны в то самое время, когда дома Мид ужинала с Бейтсоном вечерами и делила с ним постель ночами. Впрочем, судя по Симоне де Бовуар, в сороковые это не было чем-то из ряда вон выходящим.
Другой знаменитой любовницей Маргарет стала Рода Метро, специалистка по гаитянскому вуду и ещё одна легенда антропологии. Вместе они написали множество книг и статей; именно с Родой Маргарет провела последние годы своей жизни. Можно сказать, что их точно так же порождал детей, что и брак с Грегори, только этими детьми были их труды. После этой связи тоже остались нежнейшие письма.
Казалось, Маргарет Мид — олицетворение женской свободы. Однако многие её труды использовались как теоретическая основа женского закрепощения в США.
Исследования представлений о женственности и роли женщины общество превращало в догматические установки; не описание того, как сложились функции и представление женщины в разных культурах, а образец того, что функции и представление обязаны быть незыблемыми. Во времена хиппи интервью Мид о свободной любви и её первая книга использовались многими идеологами хиппи для того, чтобы настаивать, что женщина не имеет права отказать мужчине — мол, любовь должна быть свободной, а свобода — это запрет на отказ.
Тем не менее не стоит смешивать то, как использовали идеи или наблюдения Мид, с её собственными взглядами на жизнь и личностью. Лучше самому открыть её публикации и погрузиться. После них смотришь на вещи, которые казались обычными, новыми глазами.