Рассказы о мифических конях известны в древнеиндийской, кельтской, славянской и других мифологиях. Лошади наделялись даром ясновидения, предсказания. Эти животные были символом красоты и грациозности, верности и свободолюбия. Они воплощали стихийные силы огня, воды и ветра, а также жизненных сил. Библия говорит, что конь — совершенное творение божье.
В индоевропейской мифологии конь занимал почётное место среди образов божеств и их атрибутов.
Символизм лошади зависит от её масти. Белый конь олицетворял добрые человеческие устремления и деяния. Недаром легендарный Белый конь желаний из германской мифологии помогал лишь тем людям, которые бескорыстно желали чего-либо.
- Белая лошадь символизировала Солнце и белый свет, воздух, небо, воду, огонь, разум и чистоту.
- Огненные колесницы, запряжённые белыми конями, были у древних греков, персов и скандинавов.
- Христа иногда изображали верхом на белом коне, что отражало великодушие, мужество и победу Спасителя.
- Белая лошадь, как символ просветления, являлась атрибутом Будды.
Как известно, в Африке и Америке лошади появились с приходом колонизаторов, поэтому у местного населения это животное ассоциировалось с превосходством господствующих цивилизаций.
Интересно, как появилось новое божество у индейцев Южной Америки. Как-то любимый конь завоевателя Кортеса повредил ногу. Кортесу пришлось оставить его на попечение правителя города Тайясале, наказав тому оберегать коня.
Индейцы заботились о коне как могли (они ведь ничего не знали о лошадях): поместили его в храм, осыпали этот храм цветами и кормили коня мясом. В результате конь умер. Перепуганный правитель города приказал мастерам выточить из камня копию лошади. Когда изваяние было готово, его установили на почётном месте в городе и нарекли Цимин Чак (Громовой Тапир).
С тех пор у индейцев появилось новое божество, которое стало вторым по значимости после бога дождя. Некоторые индейские племена до сих пор поклоняются лошади.
Самый известный конь из легенд — крылатый Пегас. Родился он в океане и получил имя Пегас, что в переводе с греческого означает «бурное течение». Сделав несколько шагов по земле, Пегас взлетал в небо и летал со скоростью ветра. Ударив копытом о землю, он выбивал источники, из которых черпали вдохновение поэты.
Пегас совершил много подвигов. Его именем астрономы назвали созвездие, находящееся к юго-востоку от созвездия Лебедь.
В средневековых легендах и сказках часто рассказывается о Единороге, мифическом белом коне. На лбу у этого коня красовался прямой длинный рог. Единорог символизировал духовную чистоту и целомудрие, он считался предвестником счастья.
В наши дни отыскался реальный единорог — в 2008 году в Италии обнаружили самца косули с одним прямым рогом, который растёт посреди лба. С целью сохранения животного его перевезли в природоохранный центр, находящийся в городе Прато.
Как гласят предания, по прериям Северной Америки до сих пор бродит великий дух прерий — Белый Жеребец Великих равнин. В давние времена легендарный конь индейцев не смог спасти влюблённых, и их убили воины враждебного племени. Душа девушки вселилась в коня, и теперь он бродит в одиночестве по прериям.
В германо-скандинавской мифологии фигурирует священный белый конь, который ассоциировался с восьминогим конём верховного бога Одина. Звали коня Слейпнир.
О его происхождении бытует такая легенда. Один из великанов пообещал богам построить стены вокруг их города Асгард, находящегося в небе. В помощники великан взял своего коня Свадильфари. В оплату за сооружение стены великан затребовал Солнце, Луну и богиню Фрейю.
Хитрый бог Локи, чтобы не платить такую высокую плату, обернулся прекрасной кобылицей и отвлекал коня от работы. В результате великан не смог завершить работу в срок, а у Локи родился волшебный жеребёнок, которого назвали Слейпниром. Он стал самым быстроногим конём в мире и мог скакать по суше, воде и воздуху.
Бог Один всегда ездил на Слейпнире, по обе стороны от него бежали два волка, а за ними летели две вороны, рассказывающие богу обо всём, что происходит на свете.
У славянского бога войны и плодородия, Свентовита, был священный белый конь. Считалось, что каждую ночь конь отправлялся на битву с врагами, хотя находился в храме. Интересно, что утром белый конь был покрыт грязью — видно, служители храма рьяно поддерживали миф о священном коне как о борце с врагами.
Священного коня использовали для гадания на исход битвы: его подводили к трём рядам копий. Если конь делал первый шаг с левой ноги, это предвещало беду, если с правой — добро.
Валлийская богиня лошадей Рианнон ездила на прекрасном белом коне. Она могла создавать волшебных белых птиц, которых посылала на поле боя. Птицы залечивали раны воинам. Тем, кого нельзя было спасти от смерти, они пели успокоительные песни, чтобы умирающие не испытывали мучений в последние часы жизни.
Отголоски легенд и поверий живут в душах людей и в наше время. Александр Блок написал такие строки о мифическом белом коне:
Я вышел в ночь — узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.Подхваченные смерчем суеты
Заплавленных в асфальте городов,
Тоскуем мы без скромной красоты
Лесов, полей, туманных берегов.Проносятся стальные табуны,
Глотающие масло и бензин.
И мчатся на колесах скакуны,
А всадники — лишь части тех машин. …А где-то ночь соткала из лучей
Далеких звезд туманы над рекой,
А где-то шепчет ласковый ручей,
Заросший густо мягкою травой.А где-то стелется над озером туман,
Луна качается на нежности волны,
И лошадь белая, как призрачный обман,
Пьет лунный свет из звездной глубины…