Эдвард Мунк: поэма жизни (ч.2)
713
просмотров
Искусство Мунка очень сложное, в нем можно найти разные стили и влияния: от реализма, импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма до модерна, к которому он, в конечном итоге, тяготел и в котором творил.

Эдвард Мунк: выпавший из контекста (ч.1)

Он впитал в себя все стили и направления, обучаясь сначала в Осло (тогда еще Христиания), в Королевской школе искусства и дизайна, потом в Париже, куда его направили, как лучшего выпускника школы, учиться на три года, потом - в Берлине, куда он переехал после окончания учебы и стажировки в Париже.

В общей сложности он прожил за границей почти двадцать лет. Но даже не это было главным. Гораздо более сильное влияние он испытал от встреч с конкретными людьми, сформировавшими его философию. Живопись стала только инструментом ее выражения.

Сначала это был его учитель Крог, вокруг которого кучковалась молодёжь. Потом это был местный нигилист Ханс Ягер, живший под девизом «Страсть разрушения есть страсть творческая».  Он защищал суицид, считая, что самоубийство – единственный радикальный путь к свободе.

Он научил Мунка многому: сформировал антибуржуазный стиль жизни и негативное отношение к истеблишменту, дал идею, с помощью которой можно понять себя, свои чувства и смысл жизнь – «писать свою жизнь», свое эмоциональное и психологическое состояние. Это переключило его регистр жизни:

Мунк стал вести «Дневник души», в котором записывал все свои эмоциональные состояния, печали, тревоги, радости, перенося потом их на полотно и создавая симфонию слова и живописи.

Влияние Ягера было настолько сильным, что Мунк считал его  единственным, кто по-настоящему сформировал его философию: «Многие считают, что мои идеи сформировались под мистическим влиянием Стриндберга или вообще берлинского периода.

Но это не так: они уже были сформированы раньше». Но богема научила его не только новому пониманию жизни. Она научила пьянству, дебошу и свободной любви. Потом были знакомства с Метерлинком, Ибсеном, Ницше, Пшибешинским, Стриндбергом, Малларме и многими другими, только укреплявшими его философию и жизненное кредо: «В своем искусстве я пытаюсь объяснить жизнь и ее смысл для самого себя». Этому кредо он остался верен до конца, пройдя через все повороты жизни, испытания, удачи и неудачи, болезни и смерти.

В Париже Эдвард Мунк знакомится с Гогеном, ставшим его лучшим другом, Ван Гогом и Тулуз Лотреком, наиболее сильно повлиявшими на него  в художественном отношении. Особенно Ван Гог. Его влияние чувствуется в мазке Мунка, таком же эмоционально-страстном и плотном.

Но в рамках импрессионизма Эдварду было тесно. Он считал, что «впечатлений» недостаточно, надо идти вглубь, поэтому картины Ван Гога так поразили его: они шли дальше импрессионизма, через цвет – к внутреннему миру, цвет стал лишь средством выражения внутреннего состояния.

Эдвард Мунк  стремится использовать эмоциональный контент и энергию страсти. Следуя наказу Ягера «писать свою жизнь», означающее эксплуатацию собственной энергии страсти и собственных эмоций, Мунк начинает период рефлексии, самоиспытаний и экспериментирования над собой, собственным душевным миром.

«Больная девочка» стала первой ласточкой на этом пути, первым опытом ухода от чисто импрессионистической манеры живописи. Первая выставка работ Мунка на родине вызвала шквал критики. Такого еще в Норвегии не видели. Критика заходилась в остракизме, обвиняя Мунка в импрессионизме, анархизме, отказе от лютеранских религиозных традиций, в напрасно потраченных на бездарность деньгах и еще Бог знает в чем.

Травили беспощадно, как никого и никогда, ни до, ни после. Его называли отщепенцем семьи, славившейся строгими религиозными правилами. Соседи слали ему и его отцу анонимки, отец сжигал его рисунки с обнаженной натурой, считая живопись дурной и безбожной профессией. Только его учитель Крог защищал Мунка.

Так с 20 до 30 лет в мучениях и обвинениях Мунк искал свой стиль, свое направление. Наконец, свершилось: в 1893 году, на Берлинской выставке Мунк впервые показывает результат своих мучительных исканий. Он выставляет первые шесть картин из цикла, тогда названного «Любовь». Позднее он назовет его

 «Фриз жизни – Поэма о Любви, Жизни и Смерти».

Так закончился период поиска себя и своего пути, своей неповторимой манеры, вылившийся в новое направление искусства – экспрессионизм. «Фриз» был не просто циклом картин, это была новая философия жизни, философия в образах и символах. Замысел цикла – в понимании жизни как она есть со всеми ее сложностями, вариациями, радостями и печалями.

Все названия картин цикла обозначены однозначно-символически: "Танец жизни",  «Одиночество», «Поцелуй», «Мадонна», «Крик», «Барка юности», «Вампир», «Болезнь девочки», «Тревога», «Пепел», «Разрыв», «Три возраста женщины», «Адам и Ева», «Голгофа», «Половое созревание»  и другие.

Начав с шести картин, он постепенно дополнял серию еще в течение десяти лет. Тридцать лет жизни и десятки картин, вошедших в этот удивительный ряд. Тридцать лет жизни и всего несколько десятков картин! Все, что хотел сказать художник о женственности, эротизме, борьбе женского и мужского, страданиях, тоске и одиночестве человека, смерти, все, что сам выстрадал, что сам пережил - все выражено в этой Поэме.

Весь «Фриз» был показан впервые в 1902 году. Напряжение в  период поисков было столь велико, что в 1908 году он попадает в психиатрическую лечебницу, из которой Мунк выйдет уже другим.

Но темы «Фриза» - этапы жизни, роковая страсть и роковая женщина, болезнь, безнадежность любви, тревога, измена, ревность, сексуальное унижение, расставания и разрывы, зарождение жизни и смерть – останутся основными и навязчиво повторяющимися на всю оставшуюся жизнь.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится