Назик аль-Абид: как «Жанна д’Арк из Сирии» добивалась свободы для страны и для женщин
699
просмотров
В молодости Назик аль-Абид сражалась за независимость Сирии, став первой в арабском мире женщиной в звании генерала. Затем она посвятила свою жизнь борьбе за права женщин — и добилась для них права голосовать

Назик аль-Абид с детства росла бунтаркой, страстно отстаивавшей свои интересы. Она родилась в 1887 году в известной в Дамаске семье, члены которой занимали важные государственные посты — например, дядя Назик был адъютантом и личным советником султана. Рано проявила талант к языкам — арабский и турецкий изучала в мосульской школе, где впервые столкнулась с несправедливостью: учителя пренебрежительно относились к арабским ученицам. Назик организовала акцию протеста, требуя уволить педагогов, но вместо этого была исключена сама. Будучи любознательным ребенком, она учила западные языки с репетиторами, пока не поступила в частную школу, которой владела и управляла американка — мисс Аттенберг.

Свое дальнейшее образование Назик продолжила в женском колледже в Стамбуле. Получив степень бакалавра в области сельского хозяйства, Назик не спешила искать работу по специальности. Она вернулась в Дамаск и начала писать под мужским псевдонимом статьи, в которых обличала слабости правящей династии и призывала общественность обратить внимание на женский вопрос. Вскоре ее заподозрили в связях с националистическим подпольем и отправили в Каир. В 1918 году она вернулась из Египта в Дамаск и присоединилась к местному национальному движению.

«Я шла в бой, а не в кабаре»

После Первой мировой войны Османская империя, существовавшая более 600 лет, распалась. Лига наций учредила систему мандатов для внешнего управления регионами, которые получили независимость, но, как считалось, не созрели для самоопределения. Кроме того, тайное соглашение Сайкса-Пико поделило сферы влияния европейских держав на Ближнем Востоке. Наконец, в 1919 году на бывших территориях Османской империи начала работать американская комиссия Кинга-Крейна, которая должна была исследовать регион и дать рекомендации по его политическому будущему. 

Сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире комиссии делегации сириек под предводительством Назик аль-Абид — дочери бывшего губернатора Мосула. Она встретилась с президентом Вудро Вильсоном (в нем сирийцы, не желавшие, чтобы страна стала подмандатной территорией) и в знак того, что Сирия — светская и либеральная страна, сорвала хиджаб. Этот поступок не прошел незамеченным — один сирийский правительственный чиновник сказал о ней в то время: «Бог создал ее полоумной, как мы можем дать ей право принимать политические решения?» 

Но именно этого — принимать политические решения — хотела Назик. Летом 1919 года в Триполи началась конференция по созданию независимого государства. Она проходила в здании, которое когда-то построил дядя Назик (тот самый советник султана) — он планировал открыть там гостиницу, но во время Первой мировой здание конфисковали османы. Сама Назик во время конференции приняла участие в жаркой дискуссии о праве женщин участвовать в первых выборах. После того, как в 1920 году Сирия провозгласила независимость, обсуждения продолжились в парламенте, — но им помешало нападение Франции, которая добивалась утверждения мандата.

Назик аль-Абид была единственной сирийской женщиной, которая взяла в руки оружие. Тогда же (согласно другим источникам, чуть позже) она основала ассоциацию Красной Звезды, которая позднее превратилась в Сирийский Красный Полумесяц. Назик сражалась в рядах мужчин, плечом к плечу с военным министром Юсефом аль-Азме, который, согласно легенде, умер у нее на руках после сокрушительного поражения сирийского сопротивления в битве при Майсалуне. Тогда погибли 400 сиирийских повстанцев — и только 42 французских солдата.

Абид, которая стала одной из немногих выживших, газеты называли «Жанной д'Арк арабов» — и массово тиражировали ее образ без хиджаба, в военной форме. Король Фейсал, фактически сдавшийся французам, сделал Назик почетным генералом сирийской армии. Это вызвало недовольство религиозных кругов, которые не одобряли поведения Назик и советовали ей оставаться дома и не вмешиваться в военные дела. На обвинения в свой адрес Назик заявила, что брала пример с жен пророка Мухаммеда, которые вместе с ним участвовали в сражениях. «Большинство людей поддержало меня. Я шла в бой, а не в кабаре!», — говорила она.

Шансов на независимость страны не оставалось, пришлось отступать, король Фейсал был свергнут. Назик аль-Абид продолжила борьбу: днем возглавляла демонстрации, ночью совершала вылазки. Ее выслали в Стамбул, она вернулась через два года и продолжила революционную деятельность. Ее выслали в Иорданию, она пообещала не участвовать в подпольном движении, вернулась и поселилась в городе Гута, который стал оплотом революционеров. Абид координировала деятельность борцов за независимость, проводила тайные собрания в своем доме, помогала тайно переправлять продовольствие и боеприпасы, а также ухаживала за ранеными. Ее хотели арестовать, но она успела бежать в Ливан. Там Назик сблизилась с Мохаммадом Бейхумом, известным ливанским интеллектуалом, с которым познакомилась еще во время сирийской конференции в Триполи. Позднее он стал ее мужем.

Назик аль-Абид в генеральском мундире.

Организации

Назик аль-Абид не только участвовала в революционной деятельности, но и создавала организации, которые боролись за права женщин. Еще в 1919 году она основала «Нур аль-Файха» («Свет Дамаска») — первую женскую организацию в Сирии, которая помогала девочкам из бедных семей и сиротам социализироваться и осваивать ремесла (например, ковроткачество). Позднее Назик запустила одноименный журнал. В начале каждого выпуска находился раздел под названием «Женщины-мученицы», в котором были представлены биографии женщин-первопроходцев. Журнал и организацию поддерживали видные меценаты, ратовавшие за права женщин. Французская администрация закрыла и журнал, и организацию в 1920 году

В 1924 году вместе с другими активистками Назик основала «Союз женщин» — его участницы добивались открытия дополнительных школ для девочек с преподаванием арабского языка и истории, осуществляли санитарный надзора за пекарнями (в те времена это был частый источник распространения болезней), требовали социального обеспечения для больных, пожилых людей и заключенных. Кроме того, Союз призывал к реформе исламского права, касающегося личного статуса женщин: повышения возраста вступления в брак до 17 лет; мерам по предотвращению полигамии; равному наследственному праву; праву подавать на развод.

В 1925 году Назик основала ассоциацию «Пробуждение женщин Дамаска», которая создавала мастерские по обучению рукоделию, курсы грамотности и английского языка. Ассоциация проводила выставки ремесленных произведений, создаваемых женщинами, и требовала для женщин-ремесленниц государственных субсидий. 

В 1931 году мандатные власти приняли закон, который разрешал любой девушке с 21-летнего возраста заниматься проституцией — для этого необходимо было зарегистрироваться в специальном реестре и пройти медицинское освидетельствование. Реакция Назик была незамедлительной: она вместе с мужем основала «Общество против проституции» вопреки мандатным властям.

В 1933 было создано «Общество работающих женщин», которое добилось введения декретного отпуска. А через несколько лет правительство приняло закон об охране труда, предусматривающий строгие стандарты промышленной безопасности, защиту женщин и детей, еженедельный отдых.

В 1948-м Назик основала ассоциацию для помощи палестинским беженкам в получении образования — к 1959 году  ее услугами воспользовались около 1700 человек. В 1957 году возрасте семидесяти лет, живя в Ливане, она учредила комитет, миссией которого была поддержка ливанских матерей.

Назик аль-Абид умерла в 1959 году в Бейруте после продолжительной болезни и была похоронена на семейном кладбище в Дамаске. Два самых заветных желания Абид осуществились при ее жизни — в 1946 году Сирия все-таки стала независимым государством, а в 1953 году женщины в этой стране получили право голоса. К 1960-му женщины начали избираться в парламент — и это достижение тоже в немалой степени принадлежат самой Назик аль-Абид.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится