Почему борьба за права женщин столкнулась с внутренним расизмом
724
просмотров
Благодаря суфражисткам в США приняли две важные конституционные поправки, гарантирующие право голоса всем людям независимо от цвета кожи, происхождения и пола. Но цветные феминистки как в США, так и в Великобритании были слабо вовлечены в борьбу против расовой и гендерной дискриминации. Разбираемся, почему так происходило и к чему привели попытки восстановить справедливость

В 1848 году в городе Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, прошел съезд, посвященный правам женщин. Считается, что именно с этого началась история американского суфражизма. А принятая во время встречи Декларация чувств — ее ключевым автором стала одна из самых известных американских суфражисток Элизабет Кэди Стэнтон — легла в основу феминизма как политического движения.

В 1851 году Элизабет Стэнтон познакомилась с другой суфражисткой — Сьюзан Энтони. В 1866 году они основали Американскую ассоциацию равных прав (American Equal Rights Association, AERA), основной задачей которой было обеспечить равные права — и особенно право голоса — как белым, так и цветным женщинам. В деятельности AERA активно участвовали известные активисты, сторонники аболиционизма и гендерного равенства, в том числе афроамериканки. Но вскоре внутри AERA начали возникать конфликты.

Сьюзан Энтони

Кто больше заслуживает избирательных прав

К примеру, в Нью-Йорке журналист и политический деятель Хорас Грили поддерживал идею о предоставлении избирательного права темнокожим мужчинам, но при этом считал, что женщины «могут и подождать». Еще в 1865 году он говорил, обращаясь к женщинам: «Было бы мудро и великодушно с вашей стороны отказаться на время от своих притязаний, хотя я допускаю, что они справедливы и крайне необходимы, до тех пор, пока чернокожий мужчина не окажется в полной безопасности… ».

Суфражистка и аболиционистка Люси Стоун считала, что ратификация 15-й поправки впоследствии побудит политиков поддержать предоставление избирательного права и женщинам. Она отмечала, что была бы благодарна, «если хоть кто-нибудь из нас сможет выбраться из этой ужасной ямы». «Некоторые думают, что сейчас время сбора урожая для темнокожих и время посева семян для женщин. Другие, с которыми я согласна, думают, что <…>  это время сбора урожая для всех граждан, которые платят налоги, подчиняются законам и верны правительству», — говорила Сьюзан Энтони.

В 1868 году Стэнтон и Энтони начали издавать посвященную правам женщин газету «Революция». Газету финансировал предприниматель Джордж Фрэнсис Трейн, который не поддерживал предоставление избирательных прав освобожденным от рабства «необразованным» темнокожим мужчинам. «Женщины в первую очередь, а негры — в последнюю», — подчеркивал Трейн. Сама Энтони однажды заявила, что готова отрезать себе правую руку, если будет требовать права голоса «для негра, а не для женщины».

На съезде AERA в 1869 году борец за права чернокожих Фредерик Дуглас заявил, что организация должна поддержать принятие 15-й поправки (запрещающей расовую дискриминацию) и при этом продолжить бороться за предоставление избирательного права женщинам. Ему возражала Элизабет Стэнтон, которая была уверена, что белые женщины заслуживают права голоса в большей степени, чем «необразованные мужчины, которые были в рабстве»: «Подумайте о Патрике, Самбо, Гансе и Юнг Тунге, которые не знают разницы между монархией и республикой, которые не умеют читать Декларацию независимости или орфографический справочник Вебстера… [Поправка] создает антагонизм между образованными, утонченными женщинами и мужчинами низшего сословия везде, особенно на Юге».

Другие организации

За два года до этого на съезде AERA выступила аболиционистка и феминистка Соджорнер Трут, которая напомнила, что, помимо чернокожих мужчин и белых женщин, существуют чернокожие женщины. Если чернокожие мужчины смогут свободно участвовать в выборах, а женщины — нет, это приведет к тому, что первые будут доминировать над вторыми, считала Трут, «и все будет так же плохо, как раньше».

Темнокожие суфражистки транслировали идею о том, что для женщин, многие из которых до недавнего времени находились в собственности у белых мужчин, жизнь в обществе, где их мужья имели право голоса, а они — нет, равносильна нахождению в рабстве. А кроме того, придерживались мнения, что проблема избирательного права слишком сложна, чтобы ее могла решить одна организация. Они надеялись, что разные группы активистов скооперируются для достижения общей цели. Но ключевые суфражистские объединения игнорировали проблемы темнокожих женщин, в том числе отсутствие доступа к образованию, отсутствие имущественных прав, невозможность квалифицированного труда. Поэтому афроамериканки были вынуждены создавать свои собственные организации.

В 1896 году в Бостоне они основали Национальную ассоциацию цветных женщин (National Association of Colored Women, NACW), которую возглавила Мэри Черч Террелл. А в 1913 году темнокожая журналистка Ида Белл Уэллс-Барнетт вместе с белой активисткой Белль Сквайр открыли в Чикаго Клуб избирательного права «Альфа» (Alpha Suffrage Club) — первое в стране объединение темнокожих женщин, которое специализировалось именно на проблеме участия в выборах.

AERA к тому времени окончательно распалась из-за внутренних разногласий. Практически сразу Энтони и Стэнтон основали Национальную ассоциацию избирательного права женщин (National Woman Suffrage Association, NWSA) со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Ассоциация активно боролась за право голоса для женщин, но при этом выступала против принятия антирасистской 15-й поправки к Конституции США. В том же 1869 году появилась конкурирующая с NWSA Американская женская суфражистская ассоциация (American Woman Suffrage Association, AWSA). Члены этой организации, напротив, были уверены в необходимости ратификации 15-й поправки, как и в необходимости закрепления права голоса для женщин на законодательном уровне. В 1890 году конкурирующие NWSA и AWSA объединились, в результате чего образовалась Национальная американская женская суфражистская ассоциация (National American Woman Suffrage Association, NAWSA) во главе со Стэнтон и Энтони. На момент создания ассоциация насчитывала несколько тысяч участников. Позднее это число увеличилось до 2 млн, что сделало NAWSA крупнейшей добровольной организацией в стране.

Ида Белл Уэллс-Барнетт в 1920 году

Поправки

15-я поправка, которая запрещала ограничивать граждан в избирательном праве на основании расы, цвета кожи или нахождения в рабстве в прошлом, была в итоге принята в 1870 году. О женщинах в ней речи не шло — они получили право голоса только через 50 лет, в 1920 году, когда была принята 19-я поправка.

Обе они не сразу изменили жизнь тех, на кого были направлены. Например, в некоторых штатах были приняты законы, дискриминирующие афроамериканцев. Темнокожие люди не могли голосовать в том числе из-за так называемых дедушкиных оговорок (англ. — Grandfather Clauses). Это конституционные поправки, принятые в конце XIX — начале XX века в семи южных штатах США. В 1915 году Верховный суд США все-таки признал «дедушкины оговорки» неконституционными. Закон об избирательных правах, запрещающий расовую дискриминацию, был принят только в 1965 году. Для того, чтобы это стало возможным, понадобились десятилетия борьбы многих мужчин и женщин — здесь можно вспомнить учительницу и общественного деятеля Мэри Джейн Маклеод Бетюн, которая в 1935 году была избрана президентом Национального совета негритянских женщин.

Гендерное равенство с принятием 19-й поправки тоже не наступило: получив избирательное право, женщины продолжали сталкиваться с дискриминацией в самых разных сферах. Поправка о равных правах, за которую боролись активистки в 1970-е, не принята до сих пор.

Невидимые британки

Темнокожие суфражистки оказались в тени не только в США, но и в Великобритании. В 1866 году британский философ и политический деятель Джон Стюарт Милль вынес на обсуждение Палаты общин первую петицию, в которой требовалось предоставить женщинам право на голосование. Петицию подписали почти 1500  женщин, но только одна подпись принадлежала чернокожей. Это была Сара Паркер Ремонд, американская активистка, которая поехала в Великобританию, чтобы участвовать в деятельности местных аболиционистских и феминистских движений.

В 1903 году Эммелин Панкхерст основала Женский социально-политический союз (Women's Social and Political Union, WSPU). В 1911 году в стране прошло масштабное суфражистское шествие, к участию в котором пригласили индийских женщин. Это должно было, во-первых, продемонстрировать огромные размеры Британской империи, а во-вторых, объяснить, что, получив право голоса, белая женщина может из солидарности «помочь» женщине из заморской колонии. О том, чтобы предоставить право голоса самим жительницам колоний, речи не шло.  

После Первой мировой войны в 1918 году избирательное право в Великобритании получили женщины старше 30 лет, проходившие имущественный ценз. И лишь десять лет спустя все британки старше 21 года смогли участвовать в выборах наравне с мужчинами.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится