Евросоюзом Средневековья историки прозвали державу Карла Великого. До него большая часть Европы была лоскутным одеялом, состоящим из враждующих варварских королевств. Созданное легендарным франком государство полностью охватывало территории современных Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Словении и частично Германии, Испании, Италии, Чехии, Сербии, Хорватии, Венгрии.
Управление огромной многоязычной территорией требовало больших усилий во всех сферах. И Карл насаждал на завоеванных землях свою администрацию, внедрял единую монету — серебряный денарий (который немецкий медиевист Дитер Хэгерманн назвал раннесредневековым аналогом евро) и латынь как язык государственного делопроизводства. Непросто было утвердить новый статус и на международной арене, приходилось давать отпор врагам и приобретать влиятельных союзников. В последнем случае Карлу Великому помог… слон.
В компании с фениксом и единорогом
По легенде, однажды королю франков привезли в подарок резной слоновий бивень, и Карл был поражен, узнав, что это зуб огромного животного, обитающего на далеком Востоке. Король пожелал во что бы то ни стало увидеть такого зверя.
В действительности вряд ли франкский государь, интересовавшийся разными областями знания, совсем ничего не слышал о слонах. В средневековой Европе был популярен позднеантичный назидательный трактат о животных «Физиолог», и представления о зверях и птицах, как правило, основывались на нем и подобных ему текстах. Слон там упомянут наравне с единорогами и фениксами, и сказано о нем следующее: «Особенность же слона такова: когда упадет, не может встать, ибо не имеет суставов в своих коленах. Как же падает он? Когда хочет спать, то, прислонившись к дереву, спит. Индийцы же, зная об этом свойстве слона, идут и подпиливают дерево немного. Приходит слон, чтобы прислониться, и, как только приблизится к дереву, падает дерево вместе с ним. Упав же, не может встать. И начинает плакать и кричать. И слышит другой слон, и приходит помочь ему, но не может поднять упавшего. Тогда оба кричат, и приходят другие двенадцать, но и они не могут поднять упавшего. Тогда кричат все вместе. После всех приходит маленький слон, подкладывает свой хобот под слона и поднимает его».
Так или иначе, но в 797 году Карл снарядил за слоном посольство. Возглавляли его придворные Зигимунд и Лантфрид, которых сопровождал еврей Исаак — видимо, переводчик. Их путь лежал в Арабский халифат Аббасидов — далекую могущественную державу. Правил ею такой же, как и Карл Великий, человек-легенда раннего Средневековья — халиф Харун ар-Рашид, знакомый многим как персонаж сказок «Тысячи и одной ночи».
Триумфальная встреча
Карлу Великому пришлось набраться терпения: учитывая возможности того времени, доехать из Европы ко двору багдадского халифа и обратно было почти как совершить путешествие на край света. За годы ожидания случилось самое важное событие всего 46-летнего царствования короля франков и одно из самых знаковых в истории Западной Европы. 25 декабря 800 года Карл Великий короновался как император. Завоеваниями он расширил свою державу далеко за пределы Франкского королевства, однако новый статус нужно было еще отстоять. Коронация Карла в Риме не могла не вызвать недовольства сильного соседа — Византии, считавшейся единственной наследницей Римской империи.
Но что же тем временем стало с посланцами к халифу? Весной 801 года Карла, возвращавшегося из Рима в германские земли, нагнало ответное посольство от Харуна ар-Рашида с дарами в таком количестве, что, по словам хрониста из Санкт-Галленского монастыря, «казалось, они опустошили Восток и Запад». Два мусульманских сановника и сообщили о судьбе посланников франкского государя. Лантфрид и Зигимунд умерли в дороге. Зато Исаак был уже на обратном пути ко двору Карла, но продвигался медленно, поскольку сопровождал слона по имени Абу-ль-Аббас, которого халиф охотно отослал в дар западному «коллеге».
К сожалению, хронисты не освещают весь путь Исаака с Абу-ль-Аббасом через полмира, наверняка полный приключений и опасностей. Известно, что в 801 году они задержались на побережье Северной Африки, поскольку у местных властей не хватало средств, чтобы переправить слона через Средиземное море в Европу. Узнав об этом, Карл отправил канцлера Эрканбальда в Северную Италию, чтобы помочь Исааку с перевозкой зверя. В октябре того же года Абу-ль-Аббас прибыл в Порто-Венере. Затем Исаак решил зазимовать со слоном в североитальянском городе Верчелли, опасаясь вести теплолюбивое животное через Альпы в холодное время года. Наконец, 20 июля 802 года слон триумфально вступил в Ахен — главную резиденцию Карла Великого, где император с нетерпением ждал его прибытия.
Карл поселил зверя в своем охотничьем парке. В те времена у первых лиц государств считалось очень престижным получить в подарок редкое животное, да еще и ассоциирующееся с силой и величием. Властитель, держа при себе укрощенных диких и опасных зверей, как бы возвышался не только над людьми, но и над природой. И если на Востоке и в Византии традиция роскошных царских зверинцев не прерывалась, то на Западе, вероятно, зверинец Карла Великого, жемчужиной которого стал подарок халифа, задал государям тон на века.
Абу-ль-Аббас оказался первым слоном в Западной Европе со времен Античности, и его появление произвело фурор. Сообщения о слоне появились во всех местных хрониках, люди приезжали издалека, чтобы посмотреть на него. Благодаря Абу-ль-Аббасу ирландский ученый Дикуил развенчал миф, будто слон не может лечь: «Напротив, лежит, подобно быку, что жители Франкского королевства видели на примере слона в царствование императора Карла».
Ключи власти
Итак, мечта Карла Великого сбылась: он увидел воочию живого слона и даже стал его хозяином. Однако на деле поводом для дальнего и многотрудного посольства был не только и не столько монарший каприз. Откомандированные за слоном эмиссары осуществили первую попытку Карла наладить контакт с арабской державой — и успешно, поскольку после этого еще дважды арабский и франкский государи отправляли друг к другу послов с богатыми дарами.
По мнению некоторых историков, «слоновье» посольство могло стать поводом и для другой миссии с Востока. В 799 году франкский государь дал в Ахене аудиенцию некоему монаху, привезшему «благословение и святые мощи от Гроба Господня» по поручению патриарха Иерусалимского Георгия II. Затем Карл отправил с монахом в Святую землю с ответными подношениями дворцового священника Захария. В конце декабря 800 года, практически накануне провозглашения Карла императором, Захарий вернулся из Иерусалима с посланниками патриарха и чрезвычайно важными дарами. По данным разных источников, это были ключи то ли от самого города, то ли от главной его святыни — Гроба Господня. Поскольку Палестина входила в состав халифата Аббасидов, подобный жест мог иметь место только с санкции Харуна ар-Рашида. Халиф явно был заинтересован в сближении с франкским государем. Политическая выгода оказалась для двух правителей важнее религиозных противоречий.
«Нетрудно догадаться, — писал историк Анатолий Левандовский, — на какой почве могли сблизиться мусульманский Багдад и христианский Ахен: у них были общие соперники и враги». Это, во-первых, мусульманское государство на Пиренейском полуострове, основанное враждебной Аббасидам династией Омейядов, столкновения с которыми были главной головной болью Карла Великого на западном рубеже его державы и борьбу с которыми он как раз усилил под конец 790-х. И во-вторых, Византия, с которой Арабский халифат враждовал издавна и почти непрерывно.
Карл Великий продемонстрировал миру, что у него в союзниках самая могущественная держава Востока. Левандовский даже связывает с посольством 807 года от Харуна ар-Рашида в Ахен активизацию военных действий между халифатом и Византией. Параллельно росло поощряемое Багдадом влияние франков в Святой земле. Византия, ослабленная ударами арабов, так и не смогла ничего противопоставить новоиспеченному императору и в конце концов официально признала его статус. «Переговоры, начавшиеся с просьбы о присылке слона, — отмечал Левандовский, — привели к последствиям глобального масштаба, не говоря уже о том, что они полностью определили политический курс Карла Великого в последний период его царствования».
Абу-ль-Аббас скончался в 810 году в Саксонии, куда Карл, взяв редкого зверя, отправился собирать войска, чтобы дать отпор людям датского короля Готфрида, разорявшим северное побережье державы. Смерть животного потрясла подданных императора. Хронисты наперебой отмечали это событие как не менее знаменательное бедствие, чем случившаяся в том же году смерть Пипина — сына Карла Великого.