Быть революционером, открыть приют для детей на каторге, создать несколько музеев, общественных организаций, написать ряд трудов по археологии, содержать фотостудию… Кажется, сделать все это за одну жизнь человеку не под силу, но пример Алексея Кирилловича Кузнецова убеждает в обратном.
Дорога в революцию
Алексей Кириллович Кузнецов родился в 1845 году, в семье богатого херсонского купца, который увлекался наблюдениями за явлениями природы и постарался дать пятерым своим детям хорошее образование.
До 11 лет Алексей Кириллович учился в уездном училище, после чего был отправлен в Московское коммерческое училище. В 1865 году он поступил в Петровскую земледельческую и лесная академию (ныне — Сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева), где всерьез увлекся ботаникой, энтомологией и другими естественными науками. Молодой человек мечтал стать ученым и просветителем, а также посещал подпольные кружки, объединявшие сторонников радикальных перемен в стране.
В 1869 году в его квартиру вошел харизматичный молодой человек, который говорил о революционном движении. Он высмеял научные увлечения Кузнецова и предложил ему употребить свои таланты на дело революции. Таинственного гостя звали Сергей Нечаев.
В нечаевской революционной организации царили строгая дисциплина и конспирация. На заседания кружка Нечаев порой приносил запечатанные конверты с распоряжениями «Общества народной расправы». Адресаты должны были их прочесть и тут же сжечь. О содержании посланий запрещалось говорить даже соратникам.
Кузнецову Нечаев поручил распространение нелегальной литературы, работу в купеческой среде, сбор денег на нужды организации и разработку шифра для связи между ячейками подпольной организации.
Нечаев, желая скрепить кровью ближайшее окружение, обвинил студента Ивана Иванова в предательстве, связях с полицией и организовал его убийство. По некоторым данным, участники этого преступления завернули тело несчастного студента в пальто Кузнецова и бросили в пруд. Вскоре труп обнаружил крестьянин Петр Калугин.
Полиция обнаружила в кармане пальто документы Кузнецова и быстро вышла на след заговорщиков. В итоге все участники драмы, кроме ее главного постановщика Нечаева, сбежавшего за границу, предстали перед судом.
Судебный процесс над нечаевцами широко освещался в прессе. Он вдохновил Федора Михайловича Достоевского на написание романа «Бесы». Примечательно, что прототипом одного из героев произведения (Алексея Кириллова) стал Алексей Кузнецов. Но если литературного персонажа приговорили к смерти, то Кузнецову «повезло» попасть на каторгу.
Каторжанин
В 1871 году Алексей Кузнецов по решению суда был отправлен за Байкал, на знаменитые Карийские золотые прииски. По дороге, идя вместе с уголовниками, но находясь на положении гражданского преступника, он имел возможность осмыслить свое участие в нечаевской организации и раскаяться в содеянном. В дальнейшем своими делами он постарался искупить вину.
На речку Кару, где каторжане добывали золото, он прибыл в 1873 году. Начальник каторги Марков, узнав, что Кузнецов — бывший студент, возложил на него канцелярскую работу. Как гражданский преступник, Кузнецов находился в так называемой вольной команде и не раз становился свидетелем издевательств над каторжанами и испытывал многие тяготы. По его словам на Каре дешево стоили только жизнь и совесть, все остальное было дорого.
Самыми беззащитными и угнетенными жителями приисков были дети, о чем Алексей Кириллович писал сестре.
«Нередко можно встретить ребенка, преждевременно состарившегося, с желтым цветом лица, с вечной отвратительной улыбкой, постоянными порывистыми телодвижениями, изобличающими нервность»
Алексей Кузнецов
из письма сестре
При его участии на Каре был создан приют для детей каторжан. Кузнецов организовал мастерские, в которых ребятишки учились ремеслам, а также обустроил оранжерею, сад и огород. Вместе с врачом Владимиром Яковлевичем Кокосовым он организовывал спектакли и концерты, вносившие разнообразие в суровую каторжную жизнь.
На каторге Алексей Кириллович познакомился со Степанидой Михайловной Шуточкиной, и после выхода на поселение они поженились.
Фотолетописец
Через шесть каторжных лет Кузнецову разрешили выйти на поселение в Успенскую волость, а затем и переехать в Нерчинск. В предместье Нерчинска он помогал купцу М.Д. Бутину обустраивать сельскохозяйственную ферму, а заодно изучал историю и этнографию края. В 1880 году при его участии в Нерчинске было открыто «Общество попечения о народном образовании», а через два года Кузнецова снова посадили в тюрьму по подозрению в связях с революционерами, но выпустили после того, как следствие не нашло состава преступления в его деятельности.
В 1885 году Алексей Кириллович открыл свою фотостудию. Где он научился фотографировать, точно не известно. Вероятно, некоторые навыки в фотоделе ему посчастливилось получить в Москве. Также возможно, что его учил фотографии или делился с ним знаниями в этой области священник на Карийских приисках Иоанн Соколов, который по заказу начальства каторги снимал портреты многих политических заключенных, в том числе и Кузнецова.
Фотография была для Кузнецова не только источником дохода, но и способом запечатлеть для потомков образы уходившей эпохи. Его фотографии сейчас являются ценнейшим источником по истории Сибири. Например, создавая альбом о строительстве Транссиба, он сфотографировал водолазов на Байкале, виды станций, железнодорожных поселков. Им старательно были сняты виды Нерчинской каторги, сцены из жизни инородцев. Не менее ценны практически не публиковавшиеся бытовые фотозарисовки Кузнецова.
Фотонаследие Кузнецова обширно и до сих пор еще полностью не изучено. Одно оно могло обессмертить его имя, однако он вошел в историю еще и как ученый, просветитель и создатель музеев.
Занятия фотографией позволяли Алексею Кирилловичу заводить интересные знакомства, узнавать, где находятся памятники старины, собирать интересные экспонаты. Он совершал археологические экспедиции по Ингоде и Онону, собирал гербарии. На основе своих коллекций он планировал создать Нерчинске музей. Финансовую помощь в этой затее оказал купец Иван Флегонтович Голдобин, которого с Кузнецовым объединяла любовь к археологии.
В результате уже в 1886 году в небольшой комнате на первом этаже Нерчинской городской думы и управы был открыт музей, в котором были представлены археологические, минералогические, палеонтологические и зоологические коллекции. Уже в 1888 году музей разросся, и под него был выделен весь первый этаж здания.
Результатами своих изысканий ученый делился с коллегами. Так, в письме выдающемуся путешественнику, этнографу и археологу Дмитрию Клеменцу Кузнецов сообщал о своих методах работы и открытиях, сделанных во время экспедиции на Онон летом 1892 года.
В 1889 году Кузнецов обследовал древнемонгольский Кондуйский городок и его окрестности. Итогом той поездки стала небольшая книга. В том же году он переехал в столицу Забайкальской области — город Читу.
В 1894 году по инициативе Алексея Кирилловича Кузнецова и врача-краеведа Николая Васильевича Кириллова в Чите было создано отделение Географического общества, а через год при нем открыли музей и библиотеку. Директором музея стал Кузнецов.
В 1899 году он выступил в качестве одного из главных организаторов большой сельскохозяйственной и промышленной выставки, а заодно предложил создать музей буддийского культа. Здание для последнего было построено в виде дацана. Коллекции для необычного музея помогали формировать забайкальские ламы. В 1901 году французский исследователь Лаббе, посетивший музей, сказал, что не видел в мире более полного и интересного собрания по буддизму.
В 1905 году Кузнецов принял участие в революции, за что ему грозила смертная казнь. Но о его помиловании просили ученые, общественные деятели и чиновники, и в и итоге он был сослан сначала в Акатуй, а потом в Якутск, где Алексей Кириллович восстановил пребывавший в запустении местный музей и открыл школу.
Отбыв наказание, он вернулся в Читу, чтобы заниматься просветительской и научной работой. В 1921 году правительство ДВР в знак признания заслуг Алексея Кирилловича присвоило возглавляемому им музею и улице Бульварной в Чите его имя.
В октябре 1928 года Кузнецова, попавшего в больницу, по настоянию врачей перевезли в Москву. В столице бывший пламенный революционер и неутомимый ученый почувствовал себя хуже, и 12 ноября того же года он ушел из жизни. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Труды Алексея Кирилловича не пропали даром. На его работы и в наши дни продолжают ссылаться археологи и историки, его фотографии демонстрируются в различных выставочных залах страны, а основанные им музеи и сегодня принимают посетителей.