В петровскую эпоху изобразительное искусство было приравнено к ремесленничеству, и своё имя под работами художники не ставили. Андрей Матвеев был первым из русских живописцев, кто осмелился увековечить свой образ в живописи и подписать свой труд: «Матвеев Андрей, первый Русский живописец, и его супруга. Писал сам художник. 1729г.». Это был беспрецедентный по тем временам поступок молодого художника.
Во времена царствования Петра I каноны русской живописи изменились кардинально. Благодаря преобразованиям и реформам в сфере культуры русские художники начали осваивать прямую перспективу, дающую глубину и объемность изображениям на плоскости, градацию света и тени. Что позволило наиболее реально передавать в живописи изображаемые образы. В просветительских целях Петр I приглашал именитых заграничных мастеров живописи и зодчества в Россию. Своих же талантливых мастеров отправлял на обучение в Европу. Среди таких одаренных молодых людей и оказался Андрей Матвеев.
Ходили разные легенды о том, как Матвеев попал в придворные живописцы. Поговаривали, что сама императрица Екатерина приметила талантливого юношу, приехавшего в Петербург из Новгородской губернии. Она же и настояла на том, чтобы 16-летнего Андрея отправить в Голландию для обучения живописи.
Царский стипендиат Матвеев в Амстердаме и в Антверпене был учеником Арнольда Схалкена – известного портретиста и Карела де Моора – известнейшего портретиста лейденской школы. Вначале своего творческого пути он копировал полотна мастеров, а позже самостоятельно начал создавать портреты. За одиннадцать лет Андрей получил полное академическое художественное образование и был удостоен награды Антверпской Академии.
После смерти Петра I, вернувшись в 1725 году в Россию, Матвеев получает звание «гофмалера». Императрицей Екатериной при царском дворе эта должность была введена впервые. В обязанности художника входило руководить Живописной командой в Петербургской канцелярии от строений. Он также отвечал за убранство зданий и галерей, за оформление праздничных событий при дворе. Под его руководством художники занимались реставрацией и росписью церквей Петропавловского собора. Матвееву довелось работать с известным зодчим Михаилом Земцовым, благодаря которому приобщился к монументально-декоративному искусству и архитектуре.
В 27 лет художник женился на 14-летней юной красавице Ирине Антроповой - дочери мастера кузнечных дел при царской Канцелярии. Тем же 1729 годом датируется и написание картины "Автопортрет с женой", которая ввиду большой занятости художника и ранней его смерти так и не была окончена.
Это лучшая и смелая работа мастера. Матвеев привлек внимание к своей персоне как к художнику с высокой самооценкой и как к творческой личности. К тому же это одно из первых творений той эпохи, раскрывающее пылкую, трепетную и целомудренную любовь супругов.
«Смело и открыто, впервые в русской живописи Матвеев прославлял женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. Сколько затаённого любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. Трепетный жест соединившихся рук, лёгкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», — так написала о живописном полотне Матвеева искусствовед В.Г.Андреева.
За время десятилетней супружеской жизни в семье Матвеевых родилось четверо детей. Самый младший сын был с раннего детства приучен к изобразительному искусству, обучался в академии живописи и получил дворянский чин. Он то и сберег знаменитую работу отца, а незадолго до своей смерти передал в дар Петербургской Академии художеств. В настоящее время это полотно хранится в Русском музее.
«Аллегория живописи» - это первое в России сохранившееся до настоящего времени станковое полотно на аллегорический сюжет, где художник изобразил аллегорическую фигуру живописи, сидящую у мольберта, в окружении амуров. До нашего времени уцелело всего около десяти работ художника А.М. Матвеева, имеющих несомненную ценность для истории русского искусства.