В ее гравюрах предстают бесконечные дали, сумрачное небо, Сенатская площадь, громады исторических построек, «Медный всадник» и соборы – все то, что сейчас считается «визитной карточкой» Петербурга. Архитектурный пейзаж, тем более выполненный в гравюре – необычная тема для художницы тех лет, и это было тем более неожиданно для тех, кто обманывался невинным и мягким обликом Анны. Невысокая, скромная женщина в пенсне (у нее с юности было плохое зрение), она казалась скорее чьей-то доброй тетушкой, а на деле обладала железным характером и бесконечным стремлением к самосовершенствованию.
Анна Остроумова родилась в 1871 году. Ее отец, Петр Остроумов, был тайным советником Синода Русской православной церкви, она получила отличное образование, но родителей беспокоила ее любовь к рисованию, не знавшая предела. В отличие от своих братьев и сестер, Анна с детских лет была хрупкой, болезненной и впечатлительной. Когда ей было пять лет, в доме случился пожар. Именно этим жутким детским переживанием врачи, да и она сама, объясняли склонность Анны к депрессии и возникновение пугающих галлюцинаций. Естественно, родители опасались, что занятия искусством еще сильнее расшатают ее нестабильную психику.
Но Анна всегда находила способы нарушать все существующие правила и запреты – например, в гимназии решила отказаться от использования твердых знаков, чем привела педагогов в полное замешательство. С другой стороны, родители стремились привить дочерям самостоятельность – они должны были обеспечивать себя сами, не надеясь на родителей или удачное замужество, – поэтому не слишком подавляли их свободолюбие и в целом поддерживали желание получать какую-то «нормальную» профессию.
Вопреки воле родителей, Анна поступила в Императорскую Академию художеств и с головой окунулась в беспокойную жизнь творческого Петербурга. Семья сложно приняла ее решение. Здоровье Анны оставляло желать лучшего, кроме того, она перенесла сложную влюбленность, разорвав отношения потому, что они мешали ей творить. Братья не нашли ничего лучше, чем заявить в один из ее приездов домой, что, будь она действительно одаренной, она бы так не уставала от занятий рисунком и живописью – ведь талантливому человеку все дается легко!
Анна не сдавалась. Она стремилась попасть в ученицы к Репину, но их отношения складывались не всегда удачно. Илья Ефимович порекомендовал амбициозной девушке отправиться в Париж, чтобы продолжить обучение: «Вот там во всем и разберетесь…».
Однако из числа парижских художников Анна выбрала Уистлера – представителя американского модерна, увлеченного японской гравюрой. Увидев наброски Анны, он пришел в ужас и обвинил ее в полной неграмотности, однако вскоре проникся к ней и просил сопровождать его на родину, где, по его словам, Анна «могла бы столькому научиться».
Отравление свинцовой краской, часто встречавшееся у художников, в случае Анны Остроумовой привело к обострению астмы и возникновению аллергической реакции на масляную краску. Художница пыталась отвлекаться на акварель. Вынужденный перерыв в любимом деле позволил ей мастерски освоить акварельную живопись. В дальнейшем она больше не занималась масляной живописью.
В начале XX века художница вошла в тесный круг мирискусников. С Сомовым она дружила еще в годы учебы в Академии . Он даже помогал ей с обустройством быта, ведь юная художница не имела не малейшего представления о жизни. В эти годы, работая над журналом «Мир искусства» и выпускаемыми обществом открытками, именно Анна Острумова положила начало новому этапу в развитии художественной гравюры. До того русская гравюра была, как правило, переложением для печати уже существующего живописного произведения. Анна же превратила гравюру в самостоятельное художественное явление.
Ее восхищала беспощадность гравюры, четкость и определенность ее линий – никаких туманностей, никаких колебаний. Она была настоящей «мирискусницей» с необычным, острым, но полным любования взглядом на мир, мастерски владела линией и композицией.
В 1905 году Анна вышла замуж за своего двоюродного брата Сергея Лебедева, который ради этого брака развелся с женой. Он и сам был человеком выдающимся – известный химик, изобретатель синтетического каучука. Их брак был счастливым и творчески плодотворным последующие тридцать лет – до смерти Сергея от сыпного тифа.
Анна Остроумова-Лебедева отказалась покинуть город во время блокады и продолжала работать даже в самые страшные и тяжелые дни. Почти маниакально художница создавала все новые гравюры, словно стремясь поддержать свой любимый город, вновь и вновь говорить ему слова любви… Когда не было сил работать, Анна записывала воспоминания – еще с юности дневниковые записи были для нее способом удержаться в действительности, не поддаваться нахлынувшей тьме.
У хрупкой, болезненной Анны был железный стержень. Несмотря на учащавшиеся приступы астмы и стремительно ухудшавшееся зрение, она не оставляла работу и преподавание – у нее появились ученики и последователи. Она прожила восемьдесят три года и, помимо множества живописных произведений, гравюр по впечатлениям от поездок по России и за ее пределы, создала восемьдесят пять работ, посвященных Петербургу.
Она работала над видами Петербурга больше пятидесяти лет. Сперва – идиллические виды Павловска, затем мощный, торжественный Петербург, затем – революционный Петроград, индустриальный, социалистический Ленинград…
В каждой ипостаси родного города она находила красоту – ритм деревьев, тонкие оттенки белых ночей, бесконечная перспектива, мощь и лиричность, нежность и сила. На протяжении сотни лет мы видим Петербург глазами Анны Остроумовой-Лебедевой.