«Апокалипсис» Альбрехта Дюрера: самая знаменитая и зловещая серия гравюр эпохи Возрождения
0
0
4,124
просмотров
Знаменитую серию из 15 гравюр Альбрехта Дюрера к «Откровению Иоанна Богослова», более известному как «Апокалипсис», нередко называют самым известным и пугающим произведениями Ренессанса.

Многие из изображений, вошедших в серию, к примеру «Четыре всадника Апокалипсиса», известны людям даже весьма далеким от искусства и просто потрясают мастерством исполнения с первого же взгляда.

Но какая же история предшествовала созданию «Апокалипсиса» 1498 года и чем же он столь исключителен?

Знаменитые «Четыре всадника Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера.

К моменту начала работы над иллюстрациями (1496 год) Дюреру было всего около 25 лет и в то время он только открыл свою первую мастерскую в Нюрнберге. Считается, что к созданию серии апокалиптических гравюр мастера подтолкнуло его первое путешествие в Венецию в 1494 - 1495 годах, где он и познакомился с итальянским Ренессансом, столь значительно повлиявшим на сам стиль произведений. Однако сама историчность этого путешествия весьма спорна и возможно является не более чем красивой историей.

Несмотря на значительное количество времени, потребовавшегося на создание гравюр и печать самой книги, «Апокалипсис» не был для Дюрера работой по заказу. Столь масштабным проектом мастер занялся исключительно по собственной инициативе.

«Жена, облечённая в солнце» и «Битва архангела Михаила с драконом»

Текст немецкого издания был взят из «Кобергской Библии» 1483 года, а вся серия, вероятно, вырезана на грушевых досках и опиралась на теологические советы от Иоганнеса Пиркхаймера (отца друга Дюрера).

Кроме необычайного мастерства исполнения, изображения отличаются еще и рядом интересных особенностей:

Все гравюры подписаны монограммой Дюрера, что крайне необычно для подобных произведений того времени.

Монограмма Альбрехта Дюрера на гравюре «Иоанн перед Богом».

Кроме того, необычен и сам тип иллюстраций: во всю страницу на лицевой стороне и поясняющий текст на обороте, что представляет собой двойную версию изложенного (в картинках и словах), где читатель должен сравнить каждую иллюстрацию с написанным прежде, чем перейти к следующему шагу ознакомления со всем произведением.

В наше время подобная практика далеко не редкость для сказок и детских книг, но в XIV веке была совершенно удивительна, ведь перед читателем в прямом смысле открывался совершенно новый, доселе невиданный мир.

Никогда ранее видения Иоанна еще не были представлены в столь драматичном и наглядном виде.

«Зверь с семью головами» и «Мученичество Иоанна Богослова».

Дюрер назвал свой апокалипсис «Большой книгой». Позже он опубликовал еще две «Большие книги»: «Жизнь Марии» и «Великие Страсти», некоторое время продававшиеся вместе как сборник.

«Апокалипсис» пользовался большой популярностью и в короткое время сделал Дюрера известным далеко за пределами своего родного города.

И совершенно не случайно.

Примерно так выглядели иллюстрации к «Откровению Иоанна Богослова» до Дюрера. Пример из Кёльнской Библии 1479 года.

В период политических и религиозных волнений, характеризующихся длительными ожиданиями и абсолютной неопределенностью будущего (в особенности за несколько лет до Реформации) интерес к апокалиптическим темам был необычайно велик. Публикация книги в 1498 году, одновременно на латинском и немецком языках, оказалась как никогда кстати.

В то время большая часть католической Европы с ужасом ожидала Страшного Суда, наступление которого ждали в 1500 году.

«Вавилонская блудница» (поздняя цветная версия).

Благодаря большому тиражу несколько экземпляров книги сохранились и до наших дней, в большинстве своем в виде отдельных страниц с иллюстрациями, которые нередко продавались как самостоятельные произведения искусства, но только благодаря ним мы и сегодня можем видеть шедевры Альбрехта Дюрера созданные более 500 лет назад.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится