Отец Аристотеля Никомах принадлежал к семейству Асклепиадов, которое традиционно занималось медициной и благодаря этому было приближено к правителям. Так, Никомах был лекарем при дворе царя Македонии Аминта II, а Аристотель сблизился с сыном царя Филиппом (отцом Александра Македонского). Равняясь на отца, Аристотель также увлекался медициной. После смерти родителей Аристотель был вынужден переехать к опекуну Проксену. Последний дал мальчику хорошее образование.
«Платон мне друг, но истина дороже»
367 год до н. э. знаменует новый этап в жизни Аристотеля: он переехал в Афины для учёбы в академии Платона. В этом полисе Аристотель проведёт 20 лет.
Отношение Платона к юному мыслителю было двойственным. С одной стороны, он сразу заметил талант молодого философа и особо выделял его среди учеников академии, называя умом аудитории. С другой стороны, Платона огорчало то, что Стагирит отходил от основ его философии, вырабатывая собственное видение мира. Впоследствии в первой книге «Этики» Аристотель написал: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине».
В академии Аристотель начал собирать собственную библиотеку — он любил читать книги сам, а не приглашать раба. За это его прозвали «читателем».
В 349 году до н. э. началась Олинфская война, в которой Македонское царство сражалось с Халкидским союзом и Афинами. Аристотель был выбран на роль посла — афиняне отправили его к македонскому царю Филиппу II. Однако ожидаемого результата философу добиться не удалось — посольство провалилось. Вернувшись в Афины не с чем, Аристотель узнал, что Платон скончался, а руководство академией было передано его племяннику Спевсиппу. Мыслитель решил оставить город и направился в Троаду, где его встретил близкий друг Гермий. Аристотель прожил в кругу друзей три года и даже взял в жёны родственницу друга Пифиаду, которая родила ему дочь. Однако вскоре Гермий был обманом пленен, отослан к царю Артаксерксу Оху и распят. Смерть близкого друга потрясла Аристотеля, и тот посвятил ему статую в Дельфах, а также написал Гимн Добродетели в честь Гермия.
В 344 году до н. э. философ перебрался в Митилену на острове Лесбос. Здесь он встретил Теофраста, который стал его любимым учеником и другом, помогавшим мыслителю в написании трудов.
Вскоре Филипп II попросил философа стать наставником для своего тринадцатилетнего наследника Александра. Аристотель принял приглашение — следующие восемь лет он провёл в Македонии. Аристотель преподавал принцу историю, географию, политику, прививал интерес к естественным наукам. Кроме того, философ приобщал будущего правителя к поэзии. Впоследствии Александр Македонский признавался: «От отца я получил жизнь, а от Аристотеля — то, что придаёт ей ценность».
Отношения философа и полководца расстроились из-за племянника Аристотеля Каллисфена. Рекомендованный мыслителем на роль писца он присоединился к заговору знатных юношей Македонии против Александра. Все участники заговора была арестованы. Царь обещал наказать злоумышленников, а также тех, кто помог им получить доступ ко двору. Положение Аристотеля оказалось крайне шатким.
В 335 год до н. э. Стагирит вернулся в Афины и основал там собственную философскую школу по образцу академии Платона. По названию храма Аполлона Ликейского, расположенного поблизости, школа была прозвана Ликеем. По утрам там проходили занятия по философии, диалектике и естествознанию, вечера посвящались риторике и праву.
После смерти Александра Македонского Аристотель вновь стал опасаться за свою жизнь: афиняне считали философа сторонником македонян. Кроме того, некоторые сочинения Аристотеля заставили сограждан усомниться в религиозности философа. Поэтому в 323 году до н. э. Аристотель переехал в Халкиду, оставив руководство Ликеем и свою библиотеку Теофрасту. Там же летом 322 года до н. э. 62-летний философ скончался.
В 1-м веке до н. э. философ-перипатетик Андроник Родосский получил в распоряжение привезённую из Афин библиотеку Аристотеля. Андроник опубликовал труды философа, отредактировав и систематизировав многие сочинения. Так появилась основа для всех последующих изданий наследия наиболее влиятельного древнегреческого философа.
Как философия стала наукой
Гегель считал, что большая часть философских наук обязана Аристотелю «установлением своих отличительных особенностей и заложением своего начала». Систематизировав знания и опыт предшественников, Аристотель заложил основы «целостной философии». При этом мыслитель не ограничивался чувственным опытом, но также прибегал к чётким теоретическим методам.
Аристотель разработал несколько учений, например, о сущности и сущем, о четырёх первоосновных и высших причинах. Он же оформил систему из десяти философских категорий для характеристики бытия. Рассуждал философ и о политике. Он выделил шесть типов государств, при этом половина из них представляла «дурные» примеры, другая половина — «хорошие». Идеальной формой государства, по Аристотелю, была полития.