Арно Брекер: как немецкий скульптор завоевал дружбу Гитлера и спас Пабло Пикассо от концлагеря
1,249
просмотров
Монументальная пропаганда была одним из основных двигателей нацисткой Германии. Скульптуры юных Аполлонов и Афродит, созданные по принципу золотого сечения, должны были воплощать арийский эталон человека «высшей расы». Пика монументальной пропаганды немецкие национал-социалисты достигли в период проведения XI летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине.

Благодаря им Арно Брекер (1900-1991) получил всегерманское признание, которое сделало его личным скульптором Адольфа Гитлера, к тому же наиболее высокооплачиваемым ваятелем в Западной Германии.

Арно Брекер – скульптор, творчество которого стало символом фашистской Германии

Арно Брекер – скульптор, творчество которого стало символом фашистской Германии Работы Арно Брекера в классическом стиле.

В Имперскую палату культуры входили талантливые мастера, среди которых особую нишу занимали скульпторы. Но наиболее весомую роль играл Арно Брекер – творец с тернистой, но долгой и яркой жизненной стезёй.

Брекер появился на свет 19 июля 1900 года в городе Эльберфельд в семье каменщика. Ещё в детстве в нём рос интерес к скульптурному делу. Отец научил его элементарным приёмам работы с камнем при создании скульптур. После окончания Городской художественной школы его зачислили в Дюссельдорфскую академию художеств. В конце 20-х гг. Брекер переехал в Париж, где обучался у лучших скульпторов того времени.

Скульптуры Арно Брекера воплощают античные представления о красоте человеческого тела.

Арно вдохновлялся классическим стилем, простыми линиями в образах и незамысловатым изяществом античных статуй. Несмотря на модернистские веяния, он мечтал о возрождении академической скульптуры. Своей главной целью он видел воссоздание образцов высокой классики в городском пространстве.

В начале своей карьеры Арно Брекер держался в стороне от политической жизни страны и работал с «чистым» искусством. Но в 1932 году его жизнь изменилась. Именно тогда Геббельс посетил Рим, где на то время жил Брекер, и призвал коренных немецких художников возвратиться на родину для служения «великой идеи».

А. Брекер. Бюсты четы Шпеер.

Нацистская Германия предоставила все условия для того, чтобы Арно реализовал свои идеи в жизнь. Его безупречные статуи атлетического телосложения с гармоничными бесстрастными лицами воплощали эталон идеального человека, чистокровного «арийца», которого воспевали в своих речах идеологи Третьего рейха.

Колоссальный успех пришёл к Брекеру в 1936 году с участием в конкурсе на оформление Имперского спортивного поля и Олимпийского стадиона в Берлине. Созданная им бронзовая статуя «Десятиборец» была удостоена серебра Международного Олимпийского комитета. После этого произошло знакомство Брекера с Альбертом Шпеером – личным архитектором Гитлера, а затем и с самим фюрером. Их взгляды на искусство совпали, словно пазлы, и с тех пор у скульптора не было отбоя от клиентов.

Арно Брекер и его дружба с Гитлером: за что фюрер ценил скульптора

Арно Брекер и его дружба с Гитлером: за что фюрер ценил скульптора А. Брекер. Бюсты Й. Геббельса и А. Гитлера.

Брекер начал тесное сотрудничество с руководством гитлеровской Германии. По словам современников, скульптора частенько можно было увидеть в форме нацисткой армии, увенчанной орденами и медалями, которые фюрер с радостью вешал на грудь своего талантливого протеже.

Им было создано несколько бюстов Гитлера, которые, впрочем, не понравились главнокомандующему. Во время войны Брекер был включён в «список наделённых божественным даром», что автоматически снимало с него обязанность участвовать в военных действиях. В 1942 году в Париже прошла первая масштабная выставка Брекера, которую посетил сам Гитлер.

Адольф Гитлер в Париже на фоне Эйфелевой башни, на следующий день после официальной капитуляции Франции 23 июня 1940 года в сопровождении Альберта Шпеера и Арно Брекера.

Скульптуры руки Арно Брекера «Партия» и «Вермахт» украсили вход Рейхсканцелярии, а великолепный «Прометей» вошёл в ансамбль дворца Министерства Пропаганды и Просвещения Нацистской Германии.

Творец был удостоен звания профессора и «золотого партийного значка». Стал лауреатом престижных немецких и итальянских премий, а также входил в состав жюри влиятельных конкурсов по скульптуре.

В 1950 году денацификационный трибунал Европы признал Брекера неактивным соучастником нацистского режима. Ему пришлось выплатить административный штраф в размере 100 марок. Также суд обязал его сделать фонтан для Эльберфельда, правда, об этом Брекер удачно «забыл».

Главный скульптор Третьего рейха - Арно Брекер за работой.

Арно Брекеру удалось сохранить свою собственность, свободу, а главное – право на творчество. И в скором времени у него появилась новая растущая клиентская база, которую составили члены немецкого правительства, крупные финансисты и зажиточные евреи. После войны Брекер также подружился с Сальвадором Дали, с которого мастер создал бронзовый бюст.

Иосиф Сталин – ещё один почитатель таланта Брекера

Иосиф Сталин – ещё один почитатель таланта Брекера Одарённые люди были у Сталина в особом почёте.

Большим поклонником творчества Арно Брекера был советский вождь Иосиф Виссарионович Сталин.

Осенью 1940 года Брекер лично встретился с комиссаром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, который приглашал скульптора в Советский Союз. Молотов передал Брекеру пылкий «привет» от Сталина, которым давал понять, что генералиссимус жаждет увидеть творения немецкого скульптора на фасадах московских зданий.

Сталин не единожды выражал желание переманить Брекера под московскую протекцию. Так, в 1945 и 1946 годах ему также поступали предложения о сотрудничестве со стороны советских властей, но тот ответил, что уезжать из Берлина не намерен, да и «одного диктатора с него хватит». За столь резкий отказ имя Арно Брекера долгое время оставалось в СССР под запретом.

Как Брекер использовал своё положение, чтобы защитить друзей художников

Как Брекер использовал своё положение, чтобы защитить друзей художников В гитлеровской Германии работы Пикассо считались «низкосортными» и «дегенеративными».

Арно Брекера называют ключевой фигурой в немецкой оккупации Франции, поскольку он был непосредственно связан с гитлеровцами.

В своё время скульптор сыграл немаловажную роль в освобождении Пабло Пикассо и Дине Верни из концентрационных лагерей. Неудивительно, почему коммуниста Пикассо, проживавшего в оккупированном немцами Париже, тайная полиция обходила стороной.

Чтобы быстрее выполнять заказы очередных каменных гигантов, в мастерской Брекера без устали работали военнопленные. Но здесь, пожалуй, стоит упомянуть часть жизни Брекера, которую Арно тщательно оберегал от своих нацистских заказчиков. В своём парижском доме Брекер тайно хранил работы художников «дегенеративного искусства», строго запрещённого в Германии.

Стены его французского особняка были украшены полотнами Вламанка, Леже и Пикассо. Арно дорожил своими давними дружескими связями и почти всегда вмешивался, если существующий строй угрожал жизни его товарищам. Среди них была еврейка и коммунистка Дина Верни – модель Майоля, а позже – известная меценатка.

Когда Пабло Пикассо грозил реальный арест, Брекер отправился к коменданту Парижа, чтобы спасти своего друга, и лично заступился за художника. Израсходовав все аргументы, он вскользь упомянул слова фюрера об аполитичности художников, которые тот как-то бросил во время завтрака. Историки затруднятся назвать полный список спасённых Брекером, но именно он возымел большой вес на денацификационном трибунале.

Арно Брекер в старости.

Брекер стал свидетелем объединения Германии и скончался в возрасте 91 года. Сам Арно никогда не сожалел о своих решениях и поступках, поскольку, по его словам, им всегда руководило желание творить. Многие его работы с успехом перенесли войну, а затем и многочисленные трибуналы, но былая связь с нацистами препятствовала организации выставки Брекера. Только в 2006 году благодаря усилиям жены-еврейки наследие скульптора наконец-то увидела мировая общественность.

Каждый тоталитарный режим пытается взять в свои руки управление всеми сферами жизни общества. Не остаётся в стороне и искусство. И даже, как видно, становится оружием пропаганды и подчинения. Так появился социалистический реализм, ведь Сталин с особым упорством контролировал и руководил искусством в Советском Союзе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится