«Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара в деталях
774
просмотров
Этот кабак с танцплощадкой есть на картинах многих художников: Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Руссиньоля. У них он обшарпанный и безрадостный (как, наверное, и было в жизни), а у Ренуара выглядит местом вечного праздника.

Во времена, когда Огюст Ренуар работал над «Балом в Мулен де ла Галетт» (1876 год), Монмартр представлял собой бедный и депрессивный район. В черту Парижа он вошел совсем недавно, в 1860-м. В заведении, пристроенном к мельнице, на которой иногда мололи корни ириса для парфюмеров, устраивали танцевальные вечера. Их посещали и студенты, и богема, но по большей части публика состояла из местного простого люда: рабочих, продавцов, швей, прачек и служанок, живших в убогих комнатках и имевших мало шансов выбраться из нищеты и немного поводов для радости.

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара

Однако Ренуар предпочитал не останавливать взгляд на невеселых бытовых деталях. Писатель Октав Мирбо недаром полагал, что это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины». «По мне, картина должна быть приятной, радостной и красивой, да — красивой! — заявлял Ренуар. — В жизни достаточно неприятных вещей, почему мы должны создавать такие же?» Художник хотел видеть молодых и веселых танцоров на залитой летним солнцем площадке, он их видел и писал такими.

1. Жанна — швея с Монмартра, тогда ей было 16 лет. Местные девушки не всегда соглашались позировать Ренуару: одни считали это занятие малопристойным, а другие опасались недовольства своих мужчин. Жанну Ренуар уговорил быть его натурщицей, сперва подружившись с ее матерью. Девушка вела двойную жизнь: художнику писала письма на бумаге с золотым обрезом, но при этом сама носила по улицам бидоны с молоком. Выяснилось, что Жанна встречается с богатым покровителем.

2. Эстель — ее младшая сестра, тоже швея. Ренуар считал, что у Эстель очень красивые уши, и советовал девушке зачесывать волосы назад.

3. Пьер Фран-Лами — художник, которому «Бал в «Мулен де ла Галетт» обязан своим существованием. Он нашел в мастерской Ренуара зарисовку, сделанную Огюстом в этом заведении, и убедил написать картину. Ренуар снял дом поблизости от «Мулен де ла Галетт», и друзья помогали художнику носить полотно на танцплощадку, чтобы он мог писать с натуры. Это было непросто: при сильном ветре холст рвался из рук молодых людей и несколько раз чуть не улетел.

4. Норбер Генетт — еще один друг Ренуара, художник, завсегдатай «Мулен де ла Галетт».

5. Жорж Ривьер — чиновник и публицист, друг Ренуара. В 1877 году он издавал газету «Импрессионист», где рассказывал о представителях нового направления в живописи; позже написал биографию Ренуара.

6. Канотье . Эти летние соломенные шляпы изначально носили любители гребного спорта, отсюда название (от французского canotier — «гребец»).

7. Цилиндр . Говорят, когда в 1797 году создатель цилиндра англичанин Джон Гетерингтон впервые вышел в нем на улицу, то своим видом напугал дам до обмороков и был оштрафован. Но в XIX веке цилиндр обрел популярность.

8. Тимбаль. Эти соломенные шляпки ввела в моду актриса Луиза Тео, звезда оперетты «Серебряный кубок» (Timbale d’argent), откуда и их название. Чтобы уговорить монмартрских девушек позировать, Ренуар купил дюжину тимбалей и подарил знакомым красавицам. Художник сразу прослыл щедрым богатеем, и вскоре матери сами приводили дочерей к нему в мастерскую.

9. Маргарита Легран — 16-летняя швея по прозвищу Малышка Марго. Жорж Ривьер вспоминал ее как легкомысленную девицу с грубоватыми чертами лица и красными веками без ресниц. Она часто прогуливала сеансы, о которых с ней договаривался Ренуар, но была одной из его любимых моделей. Когда через три года девушка заболела брюшным тифом, художник оплачивал ее лечение. Врачи не смогли спасти Марго, и Ренуар оплатил похороны.

10. Педро Видаль де Соларес-и-Карденас — художник испанского происхождения, приехавший во Францию с Кубы, друг Ренуара.

11. Танцы продолжались по выходным с трех часов дня до полуночи. Вход на танцы стоил пять су, платили только мужчины, но женщины должны были приходить с кавалерами. Танцевали кадрили и, как на картине, вальсы, каждый танец стоил кавалеру четыре су.

12. Газовые фонари освещали вечерами парижские кафе и магазины, но уже со следующего, 1877 года магазин «Лувр», благодаря русскому изобретателю Павлу Яблочкову, обзавелся электрическим освещением, и новшество стало распространяться по столице.

Пьер Огюст Ренуар

1841 — Родился в Лиможе в семье портного и швеи.
1844 — Переселился с семьей в Париж.
1862 — Поступил в Школу изящных искусств.
1874 — Создал картину «Ложа»; участвовал в первой выставке импрессионистов.
1876 — Написал «Бал в «Мулен де ла Галетт», «Качели».
1877–1878 — Написал четыре портрета актрисы Жанны Самари.
1880–1881 — Создал «Завтрак гребцов».
1881–1886 — Писал полотно «Зонтики».
1890 — Женился на своей натурщице, швее Алине Шариго.
1892 — Написал «Девушек за фортепиано» — первую картину, которую купило у него государство.
1919 — Скончался от воспаления легких. Всего художник написал более 6000 картин.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится