Речь пойдет об аллегорической работе Мая Данцига «И помнит мир спасенный», имеющей интереснейшую историю, заложенную в ее сюжет. И что любопытно, несколько лет тому назад известным арт-фондом семьи Филатовых, это масштабное полотно было приобретено для коллекции, которую они начали собирать с 2012 года. Тематика этого собрания - произведения искусства, созданные в советскую эпоху с 1917 по 1991 год. Учредитель этого фонда считает, что через десятилетие, другое - это собрание станет своеобразной точкой отсчета для изучения истории искусства данного художественного периода и будет иметь большую ценность. И это, вне всякого сомнения...
«И помнит мир спасенный» - гимн спасению цивилизации
Гигантское полотно, аллегорического характера, написанное белорусским автором, было посвящено подвигу советских воинов в годы Отечественной войны. На написание огромного холста размерами 3,75 х 7 метров у живописца ушло более 10 лет. А к сороковой годовщине Великой Победы его увидела страна. И хотя в те годы изображение геройских подвигов несокрушимого народа было типичным для искусства соцреализма, однако художественный стиль "сурового реализма" Мая Данцига, у истоков которого он стоял, всегда разительно отличался от канонов, так называемого, соцреализма.
Ключевой фигурой полотна белорусского художника явился образ Сикстинской Мадонны и младенца Иисуса, вокруг которых развивается сюжет полотна. Основной идеей художнику послужило известное историческое событие, произошедшее в конце Второй мировой войны. А именно, спасение солдатами советских войск шедевров мирового искусства из собрания Дрезденской Галереи.
А история была такова... В последние недели войны, когда Дрезден был подвергнут массовой бомбардировке американской авиацией, здание знаменитой Дрезденской галереи было разрушено почти до основания. Но, благодаря самоотверженным действиям сотрудников музея, ценные экспонаты заблаговременно были спрятаны в специально оборудованном укрытии. Среди них и была Сикстинская Мадонна Рафаэля Санти.
Когда в город вошли советские войска, тоннель-хранилище был случайно обнаружен солдатами. После разборки экспонатов выяснилось, что многие картины пришли в плачевное состояние, из-за подтопления хранилища. Ценные экспонаты были отправлены в Москву для реставрации, которой занимались лучшие специалисты СССР. А работами по восстановлению шедевров живописи руководил известный советский художник-живописец Павел Дмитриевич Корин. Целое десятилетие понадобилось художникам, чтобы отреставрировать эту уникальную коллекцию и передать в 1955 году обратно в Дрезден. Ну, а перед самим возвращением коллекция была показана советской публике в Москве к 10-летнему юбилею Победы.
Именно эта история была положена художником в идею создания полотна «И помнит мир спасенный», а фигура Мадонны с младенцем была взята за его смысловой центр. Данциг запечатлел момент «освобождения» Сикстинской Мадонны Рафаэля из туннеля, что по замыслу мастера, служило метафорой освобождения Европы от германских войск.
Святая Дева в окружении советских воинов, освободивших мир от фашизма, стала аллегорическим символом всей мировой культуры и цивилизации. Согласно замыслу живописца, образы Марии и Иисуса воплощала «новую жизнь, освобожденную советскими войсками», в то время как раненые и изможденные солдаты символизировали ту высокую цену, которую пришлось заплатить за нее. Поистине гениальная задумка мастера, заставляющая задуматься о цене свободы, мира, да и самой жизни на земле...
Несколько страниц из биографии белорусского живописца
Май Вольфович Данциг (1930-2017) родом из Минска. Маленький Май мечтал стать художником, видя как его отец, художник-любитель, иногда берется за холст и кисти. Однако подчиняясь воле родителей, мальчик вынужден был учиться игре на скрипке. Когда началась война, Маю было 11 лет, и он смутно помнил то страшное время. Семья Данцигов успела эвакуироваться, и тяжкие годы войны провела в эвакуации в Ульяновске.
В послевоенный 1947-й в Минске открылось художественное училище, и в том же году Май становится его студентом. А через пять лет едет в Москву и оканчивает Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Защитив диплом на «отлично», и вернувшись на родину, Май Вольфович с этюдником исходил свой город вдоль и поперек, создавая зарисовки, наброски, этюды. Сам того не осознавая, он писал живую историю полуразрушенного, но возрождающегося из пепла Минска. С 1958 года преподавал в Белорусском театрально–художественном институте. А с 1980 года он — профессор, позже - заведующий кафедрой живописи белорусской академии искусств.
Всю свою жизнь художник-реалист, твердо стоящий на своих мировоззренческих позициях, посвятил служению искусству и педагогической деятельности. Хотя его искусство всегда вызывало противоречивое восприятие. Но об этом судите сами...
Искусство длиною в жизнь
Художник широкого творческого диапазона, Май Вольфович работал практически во всех жанрах. Станковая и монументальная живопись, сюжетно-тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт были подвластны талантливому живописцу. А тематика работ мастера, охватывающая важнейшие события истории страны, была по-молодому экспрессивна, эмоциональна и жизнеутверждающая. И даже та небольшая часть работ художника, которая представлена в этом обзоре, дает возможность убедиться в этом.
Свои полотна на военную тематику художник также создавал по-своему: оригинально и нетрадиционно, используя красно-черную палитру, именуемую "данциговской".
А вот еще одна своего рода аллегория: партизанка в белой национальной одежде с винтовкой за спиной, кормящая грудью раненого солдата, символизирующая Беларусь времен Великой Отечественной войны. "Это ведь родная земля защищает своих сыновей-партизан и в тяжелую минуту кормит их материнским молоком", — так сам художник говорил об аллегории на своем полотне.
И стоит ли говорить, какой резонанс вызвала эта картина в свое время: ее со скандалом «завернули» с республиканской выставки. Но прошло почти полвека, и ее ретроспективный показ с триумфом прошел в Лондоне. Тогда Май Данциг со своими двумя работами оказался единственным белорусским художником, кто удостоился подобной чести.
Писал художник и удивительные пейзажи родного города, ставшие его визитной карточкой. По ним безошибочно даже сейчас узнается Белорусская столица, когда очень многое в ней изменилось.
Символичен и неординарен в творчестве белорусского художника и такой традиционный жанр живописи, как натюрморт, все составные части которого служат выражению символического смысла изображаемых предметов. И главным героем его необычных натюрмортов всегда выступает человек, владелец вещей, которые могут рассказать о нем многое. Именно в таком духе было создано одно из самых его знаменитых полотен — «Натюрморт о Великой Отечественной». Все предметы картины — "пишущая машинка с чистым листом бумаги, ручные часы, гильза от снаряда с засохшей веткой красной рябины, полная окурков с дымящейся сигаретой пепельница, смятые листы бумаги, окно с видом на зимний городской пейзаж" красноречиво говорят о человеке, которому очень дорога память о тех страшных днях.
Как видим, работы Мая Данцига советской эпохи являются примером того, какой огромный творческий потенциал существовал за «железным занавесом». Его уникальный стиль "сурового реализма" и символический язык сделали его творчество приемлемым и для нынешнего поколения. А если говорить о его творениях, то они по праву высоко оценены во всем мире. Лучшие его работы представлены в Третьяковской галерее, музеях Минска, в Музее Русского искусства в Миннеаполисе (США), а также в частных отечественных и зарубежных коллекциях.
Интересными будут для читателя и факты из жизни и творчества еще одного талантливого художника советской эпохи, творившего в стиле "сурового реализма" - Гелия Коржева.
Читайте в обзоре: Почему известный соцреалист Гелий Коржев стал писать мутантов-тюрликов и картины на библейские мотивы.