В 1459-1460-е годы Пьеро делла Франческа готовит потрясшее всех «Бичевание Христа», которое ныне находится в Национальной галерее Марке. Художник был автором трактата о перспективе под названием «О перспективе живописи», а также был известен как математик и геометр. Эти свои знания художник мастерски использовал и в полотне «Бичевание Христа». Картина является шедевром раннего Ренессанса. Персонажи сцены очень выразительны. Композиция сложна и необычна, а ее иконография стала предметом самых разных теорий.
Герои
Композиция картины поделена на два плана - ветхозаветный сюжет (непосредственно бичевание Христа) и новозаветный сюжет (трое мужчин на переднем плане, которые являются прототипами реальных людей).
Задний план
Как ни странно, доминирующий персонаж картины - властный герой, который виден зрителю... со спины. Одетый в белое, его фигура резко контрастирует с образом бичуемого Христа. Остальные действующие лица кажутся замершими на месте, словно время для них остановилось. Чтобы понять всю грозную силу закутанного в одежды персонажа, надо напомнить о величайшем страхе средневековой и ренессансной Европы перед мощью Османской империи. Обратите внимание на его тюрбан. Экзотический наряд выдает в нем турка. Именно этот хладнокровный и бессердечный персонаж дает зрителям подсказку для вскрытия тайны новозаветного сюжета в свете гуманизма Ренессанса. Сдержанность турка балансируется его непреклонной волей, уверенностью и властью над всем происходящим. С его молчаливого согласия происходят страшные действия стражников.
В сцене слева, намеренно отодвинутым вглубь сцены, изображен Иисус, бичуемый под безучастным и безжалостным взглядом Понтия Пилата. Одетый в восточный наряд (символ нравственного заблуждения и слепоты), Пилат выражает поразительное спокойствие.
Ряд историков искусства выдвинули довольно любопытную теорию о том, что шедевр делла Франческа является аллегорией страданий Константинополя в 1453 году. Это было захват столицы Византийской империи турками-османами под предводительством султана Мехмеда II. С этой точки зрения, двое мужчин, наблюдающих за бичеванием, - Мурад II (исламский султан, который вел многолетнюю войну против Христианство) и византийский император Иоанн VIII (против которого велась эта война). Таким образом, три загадочных мужчины на переднем плане могут представлять дворян, которые были безучастны и позволили уничтожить христианский народ.
Передний план
Процесс бичевания на заднем плане, вполне возможно, является темой беседы трех мужчин на переднем плане композиции. Традиционная идентификация этих героев справа заключается в том, что молодой человек в центре - Оддантанио да Монтефельтро, правитель Урбино. По обе руки от него - советники. Все трое были убиты в заговоре. Поэтому предполагается, что заказчиком картины был Федериго да Монтефельтро, который почтил память брата, сравнивая его безвинность с невиновностью Христа.
Таким образом, картина приобретает политическое звучание: христиане Запада и Востока должны объединиться против османской угрозы. Вот почему персонаж слева протягивает руку в сторону своего скептически настроенного соседа. Работа, выполненная по заказу церкви в 1460 году, является подлинным историческим документом сегодня. Изображая бичуемого Христа, художник напоминает европейским народам об унижении, которое мусульманский мир нанес христианскому народу.
Техника и композиция картины
Виртуозное использование перспективы (в которой колонна - конструктивная ось композиции), преобладание изящной классической архитектуры, тщательное проработка деталей придают «Бичеванию Христа» статус манифеста. Особенно значимо в композиции использование линий (горизонтальных и вертикальных), мощные диагонали пола и потолка создают крепкое равновесие, символический образ мира. Художник дал фигурам реальный объем с помощью кьяроскуро (переход от света к тени). Также примечательно, что драматические события происходят на крытом дворике с черно-белыми клетчатыми плитками, а трое мужчин на улице стоят на красноватых плитах, которые пронизывают сцену.
Загадочная природа «Бичевания Христа» Пьеро делла Франчески доказывает, что произведения искусства продолжают порождать интересные художественно-исторические исследования даже спустя много веков. В случае с этой картины маловероятно, что окончательное толкование сюжета когда-либо будет принято, поскольку сохранилось слишком мало данных. Возможно, эта таинственность отчасти объясняет, почему 600 лет спустя картина продолжает интриговать и привлекать внимание зрителей, а также вдохновлять новых мастеров. Учитывая искусную геометрическую композицию, собственно продуманный сюжет, политические коннотации картины, тщательную проработку деталей, выразительную архитектуру, маленький размер (58.4 × 81.5 см), абсолютно достойным является эпитет к полотну «Величайшая маленькая картина в мире».