Отчасти потому, что процесс изготовления этого фарфора был очень сложен, но в большей степени его ценность заключена в эстетическом, художественном и эксклюзивном содержании. Основное отличие этого уникального фарфора – фон, нежного, теплого оттенка, цветом, напоминающим слоновую кость и дополненный легким "персиковым румянцем". А также позолота, искусственно покрытая патиной и уникальная цветочная роспись.
В средине 19 столетия мануфактурщикам Западной Европы наконец-то удалось добиться отменного качества изготавливаемого фарфора, который по своей белизне не уступал китайскому. Это достижение стало предметом их гордости. Однако неуемные англичане решили, что фарфор цвета слоновой кости будет выглядеть куда благороднее в производстве эксклюзивной посуды и уместнее в ваянии скульптур. И тут же принялись немедля разрабатывать новую технологию, которая бы позволила производить фарфор нежного теплого оттенка, ближе к цвету кожи.
Так, в средине 60-х годов XIX столетия, путем проб и ошибок англичане на фарфоровой мануфактуре Royal Worcester изобрели новую технологию по производству фарфора.
Так возник париан и blush ivory, рецептура которых была разработана как воплощение английской идеи, проявляющейся в стремлении как можно ближе подойти к природным оттенкам, имитирующим цвет кожи, слоновой кости, коралла. Хотя в это время другие европейские страны двигались в совершенно ином направлении, стремясь к безупречной белизне и к созданию тонкого полупрозрачного фарфора.
Первым, что начали производить англичане из blush ivory это были вазы, похожие на
античные амфоры с фигурными лепными ручками в виде Пана. И нужно отметить, что технологический процесс производства был очень трудоемким. Поэтому производили эксклюзивный английский blush ivory лишь на Royal Worcester. Эта компания очень ревностно оберегала свои патентные права на уникальный фарфор и пресекала, все попытки в его копировании.
В производстве blush ivory производители использовали разновидности особых глин, изделия из которых обжигали в особых гипсовых формах, привезенных из Парижа. В результате был получен фарфор "париан" нежного теплого оттенка. Годился он и для ваяния скульптур, имитирующих мраморные статуэтки.
Сложнейший технологический процесс - как залог английского качества
Изделие после первого обжига обрабатывалось глазурью, внутренняя - глянцевой, внешняя - матовой. Потом при помощи аэрографов, которые только появились для широкого использования, мастера местами тонировали изделия персиковым тоном, оттеняя определенные места, что придавало изделию нежный "перелив"цвета. А там, где планировалась золотая отделка, мастера накладывали грунт кораллового цвета, который служил крепкой основой, а после шлифовки придавал изделию старинный вид. Далее следовал второй обжиг.
Следующая стадия создания blush ivory заключала в себе нанесение на вазы цветочного рисунка, путем легкой гравировки с медных пластинок. Этот процесс напоминал собой использование переводных картинок и существенно облегчал в дальнейшем труд художников, которые расписывали готовые изделия. И нужно отметить, что первыми мастерами, создавшими клише цветочных орнаментов, были английские мастера - Edward Raby и Frank Roberts.
Нанесенный легкий рисунок также запекался при невысокой температуре, после чего незаконченное изделие переходило в руки художников, которые вручную прописывали детали орнамента, проставляли последние штрихи и акценты. И далее следовал уже закрепительный обжиг.
Однако и это было не все. После четвертого обжига, художники наносили на изделие 22-каратное золото, подчеркивая детали и, как правило, целиком покрывая ручки и основание изделий. На последней стадии, то есть после пятого обжига, мастерами вручную проводилась шлифовка позолоченных деталей, при помощи специальной минеральной мелко абразивной смеси. Такая шлифовка существенно смягчала блеск позолоты и придавала изделию такой вид, как будто оно не новое "с пылу, с жару", а антикварная вещь, покрытая патиной времени.
И наконец, хотелось бы сказать, что поистине удивительные эксклюзивные вещи blush ivory полностью отвечают ментальности англичан, которые в XIX веке считались самой технологичной нацией, стремившейся внедрять новые технологии во все сферы жизни, а также в декоративно-прикладное искусство, в том числе.