Бои гладиаторов: женщины на арене
682
просмотров
Римский Колизей стал символом любви жителей империи к поединкам гладиаторов. Их можно было разнообразить, например, выведя на арену женщин.

Бои гладиаторов: Амазонка против Ахиллы

Появление гладиаторов-женщин связывают с ростом популярности гладиаторских боев в конце эпохи Республики и при первых императорах. При императоре Августе был издан запрет на посещение Арены девушками из сенатского сословия, а замужние женщины могли следить за играми только из задних рядов. Сохранились свидетельства о любовных отношениях свободных римлянок с атлетами и гладиаторами. Но об участии женщин в боях на арене известно меньше.

Долгая история боев на арене полна многих необычных фактов, одним из которых стало участие в поединках женщин. Первые свидетельства об участии римлянок в гладиаторских боях относятся к эпохе императора Нерона. Историк Дион Кассий, описывая падение нравов во времена этого императора, говорит, что при нем знатные мужчины и женщины из высших сословий играли в театре, водили колесницы, а также сражались на арене и участвовали в травлях зверей. Тацит пишет о пышных играх 63 года н. э., в ходе которых для поединков на арену вышли женщины из знатных семей и сенаторы.

Участие в представлениях было позором для высокородных римлян — они смотрели гладиаторские бои и выступления артистов, а не участвовали в них. Один из героев «Сатирикона» Петрония Арбитра, жившего во времена Нерона, рассказывая о грядущих пышных гладиаторских боях, упоминает об участии в них женщины-эсседария.

Амазонка и Ахилла.

Словом «эсседарий» называли кельтского воина, сражавшегося на колеснице. Позже этим словом стали обозначать гладиатора, сражающегося на колеснице. Они носили овальные щиты, доспехи и украшали шлемы перьями.

Судя по тому, с каким предвкушением герой «Сатирикона» рассказывал о предстоящем участии женщины в гладиаторских играх, это было редким зрелищем.

В следующий раз женщины, участвующие в жестоких играх, упоминаются в источниках в 80 году н. э. в связи с открытием Колизея при императоре Тите. Во время игр на новой арене было убито 9000 животных. В их травле, как пишет Дион Кассий, наравне с мужчинами участвовали и женщины-простолюдинки. В гладиаторских боях в этот раз женщины не сражались.

Брат и преемник Тита Домициан любил разнообразить гладиаторские бои. Например, сделать бойцами женщин или карликов. Поэт Стаций писал об этих играх, что можно было подумать, что зрители видят на арене настоящих амазонок.

Женщины выходили на арену с оружием в руках не только в столице империи. Из Малой Азии происходит главное свидетельство существования гладиаторов-женщин. Это мраморный рельеф I-II веков н. э. из города Галикарнас, изображающий двух сражающихся женщин-гладиаторов. Под рельефом написаны их имена — Амазонка и Ахилла. Скорее всего, это сценические имена для выступления на играх.

Из надписи на барельефе следует, что обе участницы поединка получили свободу. Такое событие было редкостью — если сражающиеся друг с другом бойцы показывали доблесть, они оба могли заслужить свободу.

Другое упоминание о гладиаторах-женщинах пришло из Остии II века н. э. Местное должностное лицо, Гостилиан, писал, что он первый «предоставил женщин для меча». Под этой фразой понимают привлечение женщин к участию в гладиаторских боях.

В 200 году н. э. император Септимий Север издал указ, запрещавший женщинам участвовать в гладиаторских боях. Этому указу предшествовали масштабные игры в Риме, участниками которых стали гладиаторы-женщины. Они столь жестоко сражались друг с другом, что, как пишет историк, насмешкам подверглись все римские женщины, в том числе и высокородные.

Женщины-гладиаторы в фильме «Арена», 1974 год

Скорее всего, большинство женщин-гладиаторов попадали на арену тем же путем, что и мужчины. Они могли быть рабынями, проданными ланисте, или свободными женщинами низкого происхождения, пришедшими к нему добровольно.

Ни один из источников не упоминает о битвах между гладиаторами-женщинами и гладиаторами-мужчинами. Барельеф из Галикарнаса изображает двух сражающихся женщин. Можно предположить, что на арене римлянки сражались только с равными по силе — другими женщинами.

Одной из задач гладиаторских игр было подготовить римлян к войне. Граждане Вечного Города видели, как гладиаторы рисковали жизнью и получали раны на арене. Настоящий поединок между женщинами мог придать им мужество. Кроме того, в играх ценили новизну, и императоры стремились разнообразить состязания гладиаторов. Одним из способов было вывести на бой вооруженных и обученных владению оружием женщин.

Хотя гладиаторские бои были популярным мотивом в искусстве, изображений гладиаторов женщин нет. Единственный известный пример — рельеф из Галикарнаса.

Выход на арену вооруженной женщин был исключительным событием наравне с навмахией (морской битвой гладиаторов). Каждый такой выход становился событием, о котором писали авторы исторических трудов.

Римская Британия: загадка могилы из Лондона

В 1996 года в Лондоне археологи раскопали старое римское кладбище. Одна из могил, расположенная вне стены кладбища, принадлежала женщине. Кроме ее костей в могиле нашли останки животных, сосновые шишки и несколько ламп. На одной из них был изображен павший гладиатор, а на трех других — египетский бог Анубис.

По мнению некоторых историков, есть несколько фактов в пользу того, что эта женщина сражалась на арене. Только рядом с амфитеатром Лондиниума росли итальянские сосны, шишки с которых поместили в гробницу. Бога Анубиса иногда отождествляли с Меркурием, в образе которого служители амфитеатра утаскивали с арены тела павших бойцов. Факт, что могила женщины была вне границ кладбища, говорит о ее низком социальном статусе при богатстве.

Лампа с изображением гладиатора.

После находки могилы канал Discovery выпустил популярный фильм под характерным названием «Gladiatrix» («Гладиаторша»). Более осторожные ученые отмечают, что лампы, зеркала и другие предметы быта с изображениями гладиаторов были очень популярны среди жителей империи. Похороненная в этой могиле женщина могла быть богатой вольноотпущенницей, любившей гладиаторские бои.

Примеры участия женщин в травле животных и поединках на арене были единичными. Каждый раз они были демонстрацией богатства организатора и стремления поразить публику необычным зрелищем.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится