«Между родными братьями...да и между их талантами больше было черт противоположных, чем общих»,- писал П. Эттингер. А разница между ними в годах - всего лишь три года.
Оба брата родились в Москве, в зажиточной купеческой семье старообрядцев. С детских лет, сколько себя помнили, в доме их отца постоянными гостями были художники И.М. Прянишников и Л.Л. Каменев. Да и сами родители мальчиков были творческими людьми: Алексей Михайлович увлекался литературой, мама - музыкой и рисованием. Родители всячески поощряли в своих детях стремление к творчеству, и судьба братьев Коровиных была предопределена еще с ранних лет. Планы родителей не поменялись даже тогда, когда отца постигло катастрофическое разорение, которое привело к значительному ухудшению материального положения семьи.
Однако, невзирая на финансовые трудности, в 1876 году, когда Сергею было 17 лет, а Константину - 14, братья стали учащимися художественного училища. Изначальную подготовку по рисунку Коровины прошли дома под руководством матери и художника Пряшникова.
Старший Сергей сразу начал изучать живопись, а меньший - архитектуру. Однако Костя уже через год поменял факультет, и заканчивал училище на живописном отделении в классе Алексея Саврасова и Василия Поленова, которые и привили страсть к яркому колориту талантливому ученику. Сергей же, занимаясь в натурном классе, всей душой прикипел к Василию Перову и его творчеству. Оба брата считались самыми одаренными учениками на курсе. И так как во время учебы семья Коровиных уже жила в большой нужде, то братьям пришлось подрабатывать уроками рисования. По окончании училища дороги братьев разошлись. Выбор направления жанра в живописи во многом предопределил их судьбу. Со слов С. Д. Милорадовича: «Для Сергея искусство было целью жизни, а для Константина — средством».
Сергей Алексеевич КОРОВИН (1858-1908)
С Московским училищем живописи Коровин старший связал всю свою дальнейшую судьбу. Почти целое десятилетие он был здесь учеником, а получив диплом, стал преподавателем, где и проработал до самой смерти. В своем творчестве Сергей шел по стопам передвижников. Сюжеты его полотен были назидательны и нравоучительны, а образцом для подражания конечно же был Василий Перов.
Потребность в собственном творчестве в Сергее Коровине была так высока, что как только начинались каникулы он уезжал в Подмосковье и сразу же окунался в крестьянский быт."Многочисленные холсты и листы бумаги покрывались этюдами характерных голов, фигур, деревенских изб, сараев, телег, улиц. А возвратившись осенью в свою мастерскую, художник на основе своих впечатлений и этюдного материала создавал картины",- из воспоминаний Константина. Сергей Алексеевич открывал новые грани тяжкой крестьянской жизни, и проникал в эту среду глубже многих других своих современников, изображая самые мрачные стороны бытия русского крестьянства.
В 25-летнем возрасте Сергей женился на девушке из крестьянской семьи. Их быт был весьма скромен. Одна из 2-х комнат, которые они снимали, была мастерской для художника, а в другой его супруга занималась шитьем. Жили бедно, но дружно.
Сергей Алексеевич - как преподаватель пользовался уважением, но одновременно и грустной славой "запоздавшего чудака". Хотя преподавателем он был от Бога: умел выходить из официального тона учителя и заражать учеников своей восторженностью и вдохновением. И параллельно сам создавал свои полотна, пропитанные сочувствием к простому народу. А ведь в то время жестокой политической реакции совсем немногие художники имели мужество затрагивать серьезные социальные пороки.
«Серёжа талантливее меня, — неоднократно говаривал Константин Алексеевич, — но как печальна его муза!» И этим было сказано все.
Нужда, а вслед за ней болезнь помешали Коровину осуществить многие свои интереснейшие творческие замыслы. Он умер от паралича сердца и был похоронен в Москве на кладбище Покровского монастыря.
Константин Алексеевич КОРОВИН (1861-1939)
Костя по своей натуре жизнерадостным и лучезарным творцом, мечтающим передать всю красоту и радость окружающего мира при помощи своих красок. В отличие от старшего брата, полотна Константина кипели жизнью, играли цветом, и хотя и были иногда без сюжетными, зато приносили зрителю наслаждение красотой. "Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира".- и этим все сказано.
Константин, окончив Московское училище, отправился в Петербург и стал студентом Академии художеств. Но совсем скоро, разочаровавшись в академических методах преподавания, через три месяца оставляет учебу. Его яркая и свободная колористика, "радостная" манера живописи, условность деталей шли вразрез с академической точностью.
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж, куда художник ездил на протяжении всей своей жизни. И куда в итоге эмигрировал, и где нашел свое последнее пристанище. Один из любимых городов художника показан с удивительным восторгом и трепетом человека, очарованного его чудной красотой.
Имя Константина Коровина известно не только как русского импрессиониста, писавшего завораживающие северные и южные пейзажи, романтичные виды Парижа, интересные натюрморты и отличные портреты, но и как театрального художника, профессионального декоратора, мастера промышленного рисунка.
После революции в России Коровин активно боролся за сохранение памятников искусства, организовывал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключенных, много сотрудничал с театрами. С 1918 года художник жил в имении и преподавал в свободных государственных художественных мастерских. В 1923 году художник был вынужден выехать за границу и поселиться во Франции.
Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Так вышло, что полная утрата зрения вынудила художника отказаться от живописи, однако Константин Алексеевич, не падая духом, начал писать рассказы. Художник скончался в Париже осенью 1939 года.
Таким вот разным было и творчество, и жизнь, и судьба родных братьев Коровиных, каждый из которых оставил в истории живописи свой бесценный вклад.