«Бриджертоны»: псевдоисторический карнавал
550
просмотров
Сериал «Бриджертоны» – одна из популярных новинок последних лет. Действие происходит в начале 19-го века, но английская королева и придворные – «цветные».

Костюмный, но не исторический

Американский костюмный сериал «Бриджертоны» — одна из популярнейших новинок последних лет. В первый месяц после премьеры его посмотрело больше 60 млн зрителей. Однако с самого начала мнения публики разделились: одни сочли «Бриджертонов» смелым и весёлым сериалом, другие — насмешкой над историей и плевком в лицо аудитории. Камнем преткновения стал актёрский состав. Действие сериала происходит в Великобритании эпохи Регенства (1811 — 1820 гг.), однако многих аристократов, придворных фрейлин и даже саму королеву играют «цветные» актёры.

Разумеется, в Англии начала 19 века подобное было немыслимо. На фоне этого остальные огрехи сериала теряются из виду, хотя критике можно подвергнуть множество деталей — костюмы, отношения героев, личность королевы Шарлотты (в сериале взбалмошная и неприятная, в действительности она производила гораздо лучшее впечатление и была намного более интересной фигурой).

Понять можно и критиков, и любителей «Бриджертонов» — с одной стороны, это вольное художественное произведение, фантазия о современных людях и проблемах 21 века, помещённая в декорации позапрошлого столетия. Актёры разных рас, как признаёт автор сериала Крис Ван Дусен, — не ошибка, а «часть шоу», «шоу с альтернативной историей». С другой стороны, даже в художественном мире прошлого достоверность нужна, чтобы зритель верил и погрузился в происходящее в кадре. Пожалуй, именно это так раздражает тех, кому сериал не пришёлся по вкусу.

Сериал снят по мотивам дамского романа Дж. Куин «Герцог и я». Один из главных героев и книги, и сериала — герцог Саймон Гастингс. В «Бриджертонах» его роль сыграл чернокожий актёр. В романе упоминается, что Гастингс (человек «с голубыми глазами») в первом десятилетии 19 в. был студентом Оксфорда, однако в романе Саймон — европеоид. Между тем первый в истории чернокожий студент Оксфорда, впоследствии юрист Кристиан Фредерик Коул, поступил в университет только в 1873 г. И даже в то время английское общество ещё оставалось глубоко расистским.

Главные герои сериала, справа — герцог Гастингс.
Королева Шарлотта в сериале.

Миф о королеве-мулатке

Любопытно, что Ван Дусен вдохновился слухами об африканских кровях королевы Шарлотты — немки, дочери герцога Карла Людвига Фридриха Мекленбург-Стрелицкого и принцессы Елизаветы Альбертины Заксен-Гильдбурггаузенской, выданной замуж за английского короля Георга III в 1761 г. Этот миф раздули любители сенсаций 1940-х и конца 1990-х, которые писали, что Шарлотта — якобы прямой потомок португальского короля Альфонсу III и его любовницы-мавританки Уруаны.

Историки и журналисты, которые придерживались этой гипотезы, доказательств не представили никаких, единственный аргумент — портрет Шарлотты работы Аллана Рамзи, на котором запечатлены чуть более толстые губы и нос, чем у человека типично европеоидной внешности. Вдобавок к этому сторонники мифа обнаружили ряд высказываний современников королевы. Например, королевский врач Х. Стокмар говорил, что у Шарлотты «лицо мулатки», а В. Скотт писал о «дурном цвете» её лица (что, впрочем, можно интерпретировать скорее как беспокойство о здоровье монархини) и «напоминающей орангутанга фигуре»; ещё один современник, Х. Уолпол, отметил, что у Шарлотты широкий нос и толстые губы.
Конечно, всё это нельзя принять в качестве серьёзных доводов. Сохранилось множество портретов Шарлотты, и никаких намёков на африканские крови нет. Гипотеза так и осталась гипотезой, причём и крайне сомнительной, и скучной. Даже слухи о подмене Петра I в годы Великого посольства в Европу и легенда об инсценировке смерти Александра I и его перевоплощении в старца Кузьмича выглядят более правдоподобно (но и это — лишь спекуляции и мифы). Создатели сериала, однако, решили представить мавританское происхождение Шарлотты как факт, который мог бы привести к эмансипации «цветных» и расовому разнообразию при дворе.

Портрет Шарлотты работы А. Рамзи.
Другой портрет королевы.

Опасна ли инклюзивность для исторического кино?

В альтернативной истории как таковой ничего плохого нет. В конце концов, есть же и книги, и сериалы, авторы которых вообразили мир после Второй мировой, в которой победила Германия, есть произведения о мире, в котором средневековая Европа погибла от чумы. Глупо обвинять их в исторической недостоверности, ведь авторы и не собирались придерживаться научных монографий и воспроизводить историческую действительность.

Инклюзивность и так называемая «новая этика» будут и дальше менять кинематограф и оказывать влияние на кастинги. Уже собираются снимать сериал по вселенной Гарри Поттера с инклюзивным актёрским составом (в том числе с «цветными» актёрами на роли Джеймса Поттера и Сириуса Блэка), снимается сериал по «Властелину колец» с темнокожими хоббитами, вопреки сюжету книг снят фильм «Дюна» с фрименами разных рас. Но «Бриджертоны» — первый крупный проект на историческую тематику с подобным подходом. Так как это художественная фантазия лёгкого жанра, критиковать её за это не стоит. Беспокойство вызывает лишь одно опасение — не повлияют ли инклюзивность и «новая этика» и на документальное и более серьёзное по жанру игровое кино? Увидим ли мы на экране темнокожего Ричарда III, а может, рыжего Сталина или белого Нельсона Манделу? Посмотрим.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится