Буддизм и насилие: какие темные стороны скрывает в себе «самая миролюбивая религия в мире»
0
0
2
1,314
просмотров
Большинство историков и теологов называют буддизм если не самой, то одной из самых миролюбивых религий мира. Ведь основным постулатом этого религиозного учения является не причинение боли, страданий, или даже наименьшего вреда любому живому существу. Казалось бы, такая догма обязывает всех буддистов напрочь отказаться от проявления насилия в любых его формах. Однако на протяжении всей истории этой религии ее адепты нередко нарушали «пацифистский постулат», провозглашенный самим Буддой.

Как все начиналось

Основоположник буддизма, сын непальского князя из знатного рода Шакья, Сиддхартха Гаутама жил в период VI-V вв. до нашей эры. Задавшись целью обрести душевное равновесие и покой, он перепробовал на себе большое количество религиозных практик и учений. Наконец, после того, как Гаутама достиг желанного блаженного состояния и освободился от жизненных забот и стремлений – он стал Буддой. Что в переводе с санскрита означает «пробудившийся».

Будда Шакьямуни, достигший просветления

Научившись погружаться в нирвану, Будда решил поделиться своими познаниями с окружающими. Для этого он начал проповедовать свои постулаты. «Пробудившийся» верил сам и доносил до своих последователей, что страдание (как физическое, так и душевное) неразрывно связано с самой жизнью. А причиной всех страданий являются обычные человеческие желания. И если их убрать – то все терзания и муки исчезнут сами по себе.

Разделение буддизма

Уже в период I-II веков нашей эры буддистская религия претерпела разделение на 2 основных течения: махаяна, или «широкая колесница» и тхеравада – «учение древних». Согласно догмам первого течения, достичь нирваны – конечной цели религиозных практик буддистов, может абсолютно любой адепт этого учения. Кроме того, махаяна превозносит идеал добровольного отказа от полного просветления ради наставления догмам других живых существ – так называемой бодхисаттвы.

Одним из главных занятий буддийских монахов является медитация

Что касается другой ветви буддизма – тхеравады, то ее последователи считают реальность достижения нирваны только монахами. Следовательно, для простых адептов религии просветление является «недоступной опцией».

В настоящее время тхеравада широко распространена в государствах Юго-Восточной Азии – Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде, а также на острове Шри-Ланка. Ареал, который занимает буддистское течение махаяна более северный – Бутан, Вьетнам, Монголия, Непал, Тибет. Также адептами этой ветви религии являются буддисты российских республик Бурятия, Калмыкия и Тыва.

Крупнейший в России буддистский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Элиста, Республика Калмыкия

И махаяна и тхеравада не являются едиными учениями. Внутри они также разделены на множество религиозных школ.

Брат на брата

Несмотря на то, что буддизм крайне негативно относится к любому, даже малейшему насилию – исповедовавшие его государства и народы воевали ненамного меньше, чем христиане или мусульмане. И не только с «иноверцами», но и между собой. Одним из примеров такой вражды являются вооруженные конфликты между Бирмой и Сиамом (сейчас Мьянма и Таиланд). В период XVI-XIX вв. они воевали между собой примерно два десятка раз.

Осада бирманского города Таунгу сиамской армией. Стенная роспись внутри буддийского храма Ват Сувандарарам в Аюттхае, Таиланд

К тому же эти войны ничем не напоминали то, что их ведут адепты самой миролюбивой религии в мире. Так, весной 1767 года войска Синбьюшина – бирманского правителя из династии Таунгу, после долгой осады успешно штурмовали столицу сиамского государства Аюттхаю.

Буддийские воины Синбьюшина после завоевания города (население которого в то время составляло около миллиона человек) поступили, как варвары – они грабили, насиловали, уводили в рабство и убивали своих же единоверцев. В конце концов бирманцы полностью сожгли Аюттхаю. Вместе с ее пагодами и буддийскими храмами.

Воинственные аскеты Шаолиня

В Китай буддизм принесли индийские миссионеры в I веке нашей эры. Здесь он смешался с даосизмом и конфуцианством – традиционными духовными учениями Поднебесной. Главным центром новой религии в Китае становится монастырь Шаолинь.

Монахи, практикующие кунг-фу. Фреска в монастыре Шаолинь, 19 век

Его монахи разработали и практиковали свой стиль боевого искусства кунг-фу – шаолинь цюань («кулак Шаолиня»). Несмотря на то, что этот вид единоборства изначально был придуман для самообороны – монахи-воины, или «усены», успешно использовали его на службе императорам Поднебесной.

Фрагмент боевого шоу в монастыре Шаолинь

Шаолиньские монахи боролись с пиратами, а также принимали участие в подавлении антигосударственных восстаний. Одной из ярких побед и демонстраций силы боевого искусства «шаолинь цюань» стала открытая вооруженная схватка 120 усенов с таким же по численности отрядом морских разбойников. В результате все пираты были уничтожены, при этом потери монахов составили всего 4 человека.

Монастырские разборки

В еще одну восточноазиатскую страну – Японию, буддизм пришел в XVI веке с Корейского полуострова. Здесь он частично слился с синто – «коренной» религией японцев. Особенно ярко буддизм переплелся с насилием в кодексе самураев «бусидо». Крупные буддийские монастыри редко уступали регулярным правительственным войскам в боевом мастерстве и готовности к военным действиям.

Монах-воин сохэй XII века

Сохэйи – японские монахи-воины, группировались в армии для боевых походов против богатых земледельцев или других монастырей. К тому же содержания собственной армии для отражения угроз агрессоров обходилось монастырской казне намного дешевле, чем наем воинских подразделений «на стороне».

Боевая магия буддистов

В XIX веке японские буддисты стали практиковать «вредоносную магию». Но так как сама религия отрицает причинение даже малейшего вреда любому живому существу – колдуны добавляли в свои ритуалы, как им казалось, «оправдательные оговорки». Такие, как «во благо общины» или «ради всех живых существ». Главными практикантами такой «боевой магии» в Японии были адепты тантрического буддийского направления Сингон.

Горный монах-отшельник ямабуси в боевом облачении. Большинство из них были представителями буддийских школ сингон и тэндай

Ключевым ритуалом сингонистов было обращение за помощью к Атаваке – предводителю всех существующих демонов. Такие ритуалы японцы применили после подхода к берегам архипелага эскадры США под командованием Мэтью Перри в 1853 году. Воззвание о помощи к Атаваке было «ответом» на требование американцев открыть страну для западных дипломатов и торговцев. Конечно же, предводитель демонов не смог помочь японцам противостоять силе современного оружия.

В период II Мировой войны практически все японские буддийские общины выступили с поддержкой милитаристской политики империи. В свои последние полеты пилоты-камикадзе брали фигурки или изображения Будды и бодхисаттв, а в буддийских монастырях регулярно проводились «ритуалы Аватаки» против американцев и их союзников. Как показало время, ничего из этого не помогло Японии избежать унизительного поражения.

Кровавый путь к буддистскому миролюбию

В XIII веке династия монгольских правителей Юань завоевала Китай и Тибет. Боясь уничтожения, тибетцы покорно приняли господство монголов, оккупация которых в результате с точки зрения религиозности оказалась весьма полезной. Буддизм из Тибета плавно перекочевал в Монголию, где быстро распространился.

Монгольская армия завоевывает Тибет

В 1642 году Нгаванг Лобсанг Гьяцо – пятый Далай-лама, установил в Тибете теократическое государственное правление. Однако движение к власти для Гьяцо, который вошел в историю, как правитель, демилитаризировавший и сплотивший Тибет, было отнюдь не бескровным. Будучи еще лидером буддийской школы Гелуг, Далай-лама вел кровопролитные войны с адептами традиционной религии «бон», а также «конкурентами» из буддийского течения Кагью.

В конце концов тибетцы полностью отказались от ведения войн. Однако причиной этого решения было не
только миролюбивое учение Будды. Мир и спокойствие в Тибет принесла совокупность внешних факторов, случайных событий, а также уникальное географическое положение государства, которое сделало возможной его изоляцию от остального мира.

Вместо послесловия

История буддизма полностью разрушает устоявшийся миф о том, что адепты этой религии отличаются миролюбием от государств и народов, исповедующих другие теологические учения. По сути в мире нет какой-либо системы религиозных или же светских идей, позволившей бы полностью избавить человеческую цивилизацию от боли, страданий и насилия. Для достижения этой цели нужны совместные усилия со стороны как всего социума, так и каждого человека в отдельности.

Для достижения полной гармонии в человеческом обществе необходимо усилие всех людей

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится