Действительно ли римляне загоняли десятки и сотни тренированных бойцов на арену с целью забоях их, как несчастных овец? Конечно же, все далеко не так просто.
Кровавый спорт
Чтобы разобраться в вопросе, начать следует с самого начала. Первое, что следует уяснить: гладиаторские игры – это не забава, каким бы странным это не показалось. Или во всяком случае не только забава, но еще и важный религиозный ритуал. По сути, игры – это человеческое жертвоприношение богам. Римлянами обычай был перенят у своих соседей и конкурентов по полуострову – этрусков. Первоначально в «играх» принимали участие военнопленные, которых римляне вынуждали драться друг с другом себе на потеху, обещая освободить выживших. Как правило, первоначально по окончанию боя уцелевших все равно убивали, принося в жертву богам.
Ситуация начала меняться в 105 году до нашей эры, когда гладиаторские игры были введены в Риме, как официальное публичное зрелище и религиозный ритуал. Теперь игры проводились не спонтанно после военных походов, а организованно. Заботы по устроению зрелищ возлагались на чиновников-магистратов. Помимо военнопленных в играх стали принимать участие преступники и рабы. Гладиаторские игры стали также разновидностью смертной казни для тех, кто серьезно нарушил римские законы.
Интересный факт: по римским законам, если преступник приговоренный «к мечу», выживал на арене 5 лет, то с него снимались обвинения. Тем не менее, спастись преступнику на арене было фактически невозможно. Его могли просто выгнать на арену без оружия, а даже если он убивал гладиатора, то против него выставляли нового, свежего бойца. Таким образом смерть была неотвратима для нарушителя закона.
Популярность игр стремительно росла. Толпа неизбежно начинала питать симпатию к наиболее успешным бойцам. Для Рима игры становятся не только ритуалом в честь богов и не просто развлечением, они становятся важным инструментом общественной и политической жизни стремительно растущего государства. А значит нужны специалисты, которые могли бы заниматься кровавым трудом с максимальной эффективностью.
Кто на что учился
С развитием гладиаторских игр появлением первых более или менее профессиональных бойцов в Риме создаются и первые школы гладиаторов. Вопреки кинематографу, набирали туда не только рабов. В гладиаторы по желанию мог податься любой человек, живущий в Республике, в том числе женщина (хотя таких и было крайне мало). Однако в этом случае не раб должен был понимать, что после становления гладиатором он тут же попадет в общественную категорию «недостойных». Туда же входили театральные артисты, музыканты, проститутки и т.п.
Несмотря на то, что какого-либо «фехтования» у гладиаторов не было, их подготовка занимала достаточно длительное время и требовала серьёзного вливания сил и средств. Главным образом будущие гладиаторы занимались физическими тренировками с правильным питанием. Однако не нужно полагать, что они выглядели как Арнольд Шварценеггер. Силовые упражнения и рацион преимущественно из каши делал их похожими на таких «крепких пухляшей». Иными словами хотя гладиаторы и были живыми игрушками для римлян, они были достаточно дорогими игрушками. Возможность забить как скот даже десяток гладиаторов на арене за одно представление – роскошь, доступная лишь по особому случаю для государства.
Большинство профессиональных гладиаторов, останки которых были найдены, умерли в возрасте 20-30 лет. Изучение их останков указывает на наличие огромного количества ран с разной степенью давности, а также следы многочисленных заживших переломов. А это значит, что гладиаторы в среднем выживали на арене достаточно продолжительное время. Более того, за ними осуществлялся специализированный уход. По меркам античности в Древнем Риме была достаточно развитая медицина, особенно – военная медицина.
Интересный факт: знаменитый жест с движением пальца, который решает судьбу гладиатора, является на самом деле продуктом современной культуры. Жест «Pollice verso» действительно существовал в Риме, однако как именно он выглядел – неизвестно. Его современное изображение (палец, повернутый вверх – жизнь, палец вниз – смерть) было создано лишь в 1872 году французским художником Жан-Леоном Жеромом на картине, которая так и называется – «Pollice verso».
При этом смерть для гладиатора была вовсе не обязательным концом по двум причинам. Во-первых, чем популярнее становился боец, тем меньше на вероятность его выживания влияла простая удача, физическая подготовка и боевые навыки. Все большее значение играли симпатии толпы. А толпа не хочет расставаться со своими любимцами. Во-вторых, рутина работы гладиатора была в первую очередь связана все-таки с ритуальными убийствами рабов, военнопленных и преступников. А все перечисленные категории, как правило, не имели ни малейшего шанса против профессионалов.
Когда же дело доходило до боя гладиаторов с гладиаторами, сами хозяева не очень-то хотели резать своих подчиненных как скот на потеху черни. А потому значительная часть таких боев была просто договорными. Конечно, даже такие сражения были сопряжены с известной степенью риска для жизни и здоровья, но они все равно переходили в категорию постановки и представления.
Несмотря на сложность и опасность работы, многие гладиаторы вполне успешно доживали до зрелого возраста и даже старости, пока не получали свободу (деревянный меч) или не умирали от естественных причин. Из успешных гладиаторов, которые были до этого рабами, часто получались вольноотпущенники. К этому моменту гладиатор был уже достаточно успешным и богатым, чтобы начать «новую жизнь».
От римлян до нас дошли свидетельства о том, что многие авторитетные бойцы даже после обретения свободы оставались биться на арене. Другие шли работать в гладиаторские школы. Третьи становились наемниками в благородных семьях в качестве «торпед» для решения «вопросов», телохранителей, учителей. Кроме того, даже действующие гладиаторы нередко становились «домашними рабами», к которым было совершенно другое отношение и другая степень доверия со стороны господина по причине того, что занимались особенной работой и поручениями.
Древним Рим был построен на крови и страданиях сотен тысяч людей, однако вместе с тем он дал миллионам будущих поколений то, чем мы пользуемся по сей день. Социальные лифты – одна из таких вещей. Так как именно Римская Республика стала одним из первых обществ человечества, где они работали наиболее активно. Здесь рабы становились свободными. Безродная чернь поднималась до уважаемых граждан. А плебеи и простые легионеры возвышались до императоров.