1. Церковь воевала с колдунами и ведьмами
На протяжении столетий христианская церковь не нуждалась в силовых методах борьбы с врагами веры. Эти проблемы предпочитали решать на диспутах или отдавать на «аутсорсинг» светским владыкам. Главным оружием церкви было слово. Но в XII веке по всей Южной Европе стремительно распространилась альбигойская ересь. Основанная на гностической философии, она учила, что материальный мир есть страшное зло. На сторону альбигойцев перешли обширные и богатые земли в Провансе, Арагоне и Ломбардии.
В 1209 году папа Иннокентий III решился на небывалый поступок. Против давно крещёных европейцев он объявил Крестовый поход. У католической церкви не оставалось выхода: на словах земли альбигойцев считались христианскими, на деле же — утвердившееся там вероучение имело очень мало общего с христианской доктриной. Война с еретиками продолжалась двадцать лет, но даже после покорения Лангедока тайные общины гностиков активно проповедовали от Пиренеев до Рейна.
Именно ко временам начала XIII века и относится становление собственно инквизиции. Её учредили для борьбы с тайными еретиками, выдававшими себя за честных католиков. Причиной появления особого церковного органа стал совсем не страх перед ведьмами, а гораздо более серьёзная опасность — ереси и фиктивное исповедование христианской веры. После войны в Лангедоке еретики затаились, выдавая себя за верных сторонников Рима.
Но таких фальшивых христиан надо было уметь выявить и разоблачить, а для этого требовались специально обученные люди, которые не только могли вести следственную работу, но и хорошо разбирались в доктрине веры. Такими людьми стали инквизиторы.
Колдуны в это время считались героями детских сказок и совершенно не интересовали ни папу римского, ни католических богословов.
2. Инквизиторы преследовали учёных
Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что система образования и науки была теснейшим образом связана с церковью. До XVII, а чаще всего и до XVIII века, учёные в значительной части были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в научных, но и в теологических спорах.
Как это случается, пытливый ум исследователя порой оказывался очарован новыми учениями, среди которых было немало еретических. Именно с такими заблуждающимися и работала инквизиция.
Знаменитая жертва инквизиторов — учёный Джордано Бруно — был монахом-доминиканцем и университетским преподавателем.
Сожгли его вовсе не за убеждения в истинности гелиоцентрической системы. А за создание еретической секты «Новая философия», которую он пропагандировал среди своих студентов, и за полное отрицание всех догматов христианства.
Помимо этого, Бруно увлекался оккультизмом, написал несколько трактатов по магии и был убеждён, что является носителем знания, скрытого от профанов.
Когда инквизиторы предлагали Джордано раскаяться и отречься от своих убеждений, они ни слова не говорили об астрономии. Речь шла о колдовстве и тайных обществах. Именно они стали причиной осуждения учёного. Инквизиторы на протяжении целых семи лет вели с ним теологические споры, пытались убедить его отвергнуть ересь и тем самым сохранить жизнь. Но вынуждены были признать, что случай Джордано Бруно безнадёжный.
3. Инквизиторы сжигали ведьм
Большая часть процессов над ведьмами и громких казней случилась в XVI–XVII веках. Чаще всего на поверку оказывается, что они не имели никакого отношения к инквизиции. Скорее причиной охоты на ведьм стало распространение мистицизма, связанного с Реформацией, протестантизм и ожесточение нравов. В ходе религиозных войн и восстаний люди начали приучаться к мысли, что цена человеческой жизни весьма невелика.
Большая часть колдуний оказалась жертвами совсем не католиков, а протестантов, которые показали себя гораздо бо́льшими мракобесами.
Вплоть до XVI века католическая церковь и государственные власти Европы прохладно относились к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями. Само существование ведьм считалось спорным.
Когда охота на подозреваемых в колдовстве превратилась в настоящую массовую истерию, католические Испания и Италия оказались в малой степени подвержены этой заразе. Во Франции число осуждённых было невелико. Зато в Германии, Швейцарии, Фландрии и Англии охота на ведьм шла полным ходом. И докатилась до колоний, что привело к знаменитым Салемским процессам 1692–1693 годов.
4. Все обвинённые в ереси подвергались мучительной казни
Главной задачей инквизиции было вовсе не запугивание народа. Инквизиторы, будучи учёными людьми, знали: страх — плохой помощник в распространении веры. Поэтому задачей инквизиции было не столько возмездие, сколько стремление сделать всех «добрыми христианами».
Церковь очень тщательно работала с доносами, проверяла их и добивались получения достоверной информации из нескольких источников. Была создана эффективная система ведения следствия, классификация показаний и улик по степени их весомости.
Арестованного ложного христианина вовсе не обязательно ждал костёр.
Бо́льшая часть приговоров определяла наказанием штраф, конфискацию имущества, покаяние и предупреждение. Но если уж обвинённый в фальшивом исповедовании веры снова попадался в руки инквизиции, ничего хорошего его уже не ждало. Дважды обманувший неизбежно лишался жизни. Ведь он не оправдал доверия и показал себя закоренелым еретиком.
Нередко выносились оправдательные приговоры, особенно если подозреваемому удавалось доказать свою невиновность или следователи видели, что он искренне раскаялся.
5. Инквизиция уничтожала евреев
После того, как в Испании завершилась Реконкиста — освобождение полуострова от власти мусульман, — в числе подданных королей Кастилии, Леона и Арагона оказалось непривычно большое для европейцев число мусульман и иудеев. Управлять многоконфессиональными государствами тогда ещё не умели, да и не слишком-то хотели. Поэтому очень быстро испанские короли взяли курс на крещение иноверцев.
Под давлением властей многие мусульмане и иудеи приняли христианство. Особенно те, кому было что терять: ростовщики, богатые купцы, ремесленники, врачи, учителя. Все они были тесно связаны с Испанией и не хотели покидать страну, чтобы сохранить свою веру. Такое крещение часто оказывалось показным. На самом деле, за стенами своих домов, «новые христиане» продолжали тайно следовать вере отцов.
Целью инквизиторов стали не евреи, выбираемые по национальному признаку, а иудеи и мусульмане, которые принимали фиктивное крещение.
Для борьбы с ложными католиками король Фердинанд II создал новую инквизицию, которая подчинялась уже не папскому престолу, а испанскому королю. Во главе инквизиционного трибунала стоял Великий инквизитор, которого выбирали из числа учёных представителей церкви, хорошо разбирающихся в ересях.
6. Число жертв инквизиции исчисляется миллионами
В популярной литературе называются совершенно фантастическое цифры жертв инквизиции. Говорится о десяти и даже двенадцати миллионах казнённых. Но учитывая численность населения Европы, эти данные никак нельзя считать правдивыми.
Зато благодаря тому, что деятельность инквизиции была в высшей степени бюрократизирована и все дела строго протоколировались, мы имеем точные данные о числе процессов и количестве осуждённых.
От четверти до двух третей (в разные годы и в разных регионах) подозреваемых были полностью оправданы. По сохранившимся документам известно, что лишь в 2% дел инквизиторы прибегали к пыткам.С 1560 до 1700 года испанская инквизиция вела 49 092 дела. К смерти были приговорены только 775 обвинённых.
Обычным средством дознания были хитроумные теологические споры, в которых профессиональные богословы могли легко поймать на крючок нераскаявшегося еретика.
В это же время в XVI–XVII веках в протестантских странах число жертв охоты на ведьм исчислялось тысячами: 25000 в Германии, 4000 в Швейцарии, даже в малонаселённой Скандинавии выявили и сожгли 1350 колдунов.
«Чёрная легенда инквизиции»: кому выгодно?
Репутация инквизиции в массовой культуре оказалось подпорченной благодаря целому ряду факторов.
Во-первых, протестантская пропаганда против католичества. Протестанты ещё в XIX веке страстно ненавидели католическую церковь и папство. Тратили огромные усилия и средства, чтобы всячески очернить их и показать себя носителями знаний и прогресса. Бо́льшая часть известных научных работ по истории инквизиции принадлежит англосаксонским историкам, и все они несут печать старой вражды протестантов и католиков.
Во-вторых, вторая половина XIX века во Франции стала эпохой ожесточённой борьбы либералов и консерваторов, опиравшихся на поддержку католической церкви. Тогда во множестве выходили научные и публицистические работы, стремившиеся подорвать авторитет церкви.
И в-третьих, инквизиция стала объектом яростной критики в эпоху Просвещения XVIII века, когда для каждого образованного человека стало буквально неприличным сказать хоть одно доброе слово о христианстве. Среди самых болевых точек, по которым любили бить просветители, оказались инквизиторы и иезуиты. Именно тогда впервые сформировался мрачный образ инквизиции как жестокого орудия церкви, уничтожающего безвинных красавиц и учёных.Инквизиция оказалась идеальной мишенью для критики — на неё можно было повесить тяжкие обвинения в жестокости и мракобесии.
***
Так что, вопреки распространённому мнению, инквизиция вовсе не была инструментом террора. Напротив, она часто ограничивала фанатичное стремление народа списать все беды на ведьм, чтобы затем к общему удовольствию сжечь безвинную девушку. Инквизиция заложила основы современного следствия: ввела принцип формирования доказательной базы, считая главным свидетельством вины факты, а не доносы.