Самое первое поселение началось с выращивания зерновых культур и растений, приручения животных и изготовления тканей на примитивных ткацких станках. Небольшие деревни возникли вдоль сельскохозяйственных угодий, позже разрослись до городов.
Другим важным технологическим новшеством было использование бронзы и других материалов, которые еще больше отличали греков того времени от других культур. Благодаря этому экономика укреплялась, а поселения увеличивались вместе с ростом богатства и укрепления власти.
Зарождение цивилизации
Колыбель греческой цивилизации, которая повлияла на многие другие западные страны, находилась на Балканском полуострове, окруженном с трех сторон Средиземным морем. Многие острова этого и Эгейского морей также были инкорпорированы в греческое государство. Это Киклады, Додеканес, Ионические острова и Крит наряду с южным полуостровом Пелопоннес. Кроме этих основных территорий, Греция также включала тысячи небольших участков суши, разбросанных на территории морей.
Большую часть ландшафта страны составляют скалистые горы. Труднопроходимые участки, отсутствие дорог и больших рек сделало невозможным объединение всего греческого народа в единое государство.
Только около 30 процентов земли было пригодно для земледелия, из них пятую часть можно классифицировать как хорошие сельскохозяйственные угодья. Греки основали несколько деревень, жители которых занимались выращиванием зерновых и огородных культур и разведением домашнего скота.
Самым удобным и безопасным способом для путешествий и торговли был морской путь. Множество островов в Средиземном и Эгейском морях, позволяющие укрыться от непогоды и пополнить запасы, облегчали такие путешествия и торговлю. Поселения, которые предлагали хорошие гавани, развивались как порты. Торговля велась всеми видами сырья, кроме строительного камня и глины.
Микенская цивилизация – начало греческой культуры
Торговые контакты оказали влияние на Южную и центральную Грецию со стороны более древнего государства, расположенного на острове Крит. Впоследствии Артур Званс, который был археологом и первооткрывателем критской цивилизации, назвал ее минойской. Отношения с минойцами сыграли важную роль в развитии ранней микенской греческой цивилизации. Греки заимствовали у критян почти все: от культуры до письменности.
Примерно в середине бронзового века численность населения и производительность труда возросла, в материковой Греции еще больше расширилась торговля, что способствовало дальнейшему укреплению экономической и политической власти лидеров. Воины превратились в правителей. Считается, что поселения Микен, Пилос, Фивы и Афины являлись крупными городами уже в то время.
В течение четырнадцатого и тринадцатого веков до н. э. в Микенах было построено несколько дворцовых комплексов, которые считаются заключительной фазой микенского богатства и власти. Архитектура и оформление дворцов этого периода демонстрируют тесную связь с минойским стилем. Они, в отличие от непринужденных дворцов критской цивилизации, располагались на холмах или высоких курганах. Их защищали толстые стены.
Критская цивилизация
Минойцы были предтечей государственности на греческом архипелаге. Этническая принадлежность населения до конца не выяснена. Эванс высказывал предположение, что они были выходцами их Северной Африки, но более поздние исследования ДНК останков, обнаруженных в захоронениях, опровергли эту версию. Критяне, вероятно, были довольно космополитичным народом вследствие географического положения и торговых контактов с народами всего Средиземноморья и его ближних окрестностей.
Время рассвета критской цивилизации пришлось на конец эпохи ранней бронзы. Минойцы были главной цивилизацией бронзового века, сосредоточенной тогда на острове Крит. По археологическим данным, она просуществовала с 3000 до 1100 годов до н. э. Если кратко, расцвет критской цивилизации пришелся на середину бронзового века в истории человечества.
Это была первая уникальная древнегреческая цивилизация, разработавшая алфавит, основанный на слогах, а не стилизованных изображениях, оказавшая большое влияние на более позднюю классическую культуру Древней Греции. Название "минойская" она получила по имени своего легендарного царя Миноса от Артура Эванса.
Что было причиной гибели критской цивилизации, точно не известно. Ни одна из выдвигаемых исследователями версий не подтверждена фактами и доказательствами.
Альтернативная версия
Существует мнение, что цивилизация, названная критской, зародилась на острове Санторин. В 1967 году греческий археолог Спиридон Маринатос, ученик Эванса, организовал комплексную экспедицию на этот остров. Геологи определили, что он был макушкой огромного подводного вулкана, который извергался в 1520 и 1460 годах до нашей эры, как раз в то время, когда предположительно произошел упадок минойской культуры.
С. Маринатос и его помощники обнаружили на острове остатки… нет, не дворца, а целого древнего города, погребенного под слоями вулканического пепла. Он во много раз превосходил по размерам дворец, открытый А. Эвансом. Здесь были найдены фрески, немного отличающиеся от кносских, но также тысячи предметов, подтверждавших связь жителей древнего Санторина с Критом.
Ученые высказали предположение, что на Крите поселились жители острова Санторин, сумевшие спастись от извержения вулкана Феры. С тех пор стало понятно, какой вулкан привел к гибели "критскую" цивилизацию.
В свете сделанных экспедицией Маринатоса открытий предположение выглядит абсолютно логичным. Значит, город на Санторине был центром древней цивилизации, названной Эвансом минойской. И "расцвет" критской цивилизации обозначает, что в историческом масштабе это был упадок более развитого островного государства Санторина.
История археологических раскопок
И критская, и микенская цивилизации были обнаружены и раскопаны западными археологами, преследовавшими свои цели.
Первооткрывателем критской цивилизации был археолог Артур Эванс, который начал раскопки в 1900 году на Крите, в районе старого города Кносс. Развалины города были обнаружены в 1878 году греком Миносом Калокеринасом.
На участке археологических работ были обнаружены развалины строений, впоследствии названные комплексом большого дворца, который включает в себя Кносский дворец и овальное строение в Василиках.
В середине 18 века до н. э. мощное землетрясение разрушило дворцы Крита, которые были восстановлены несколько десятилетий спустя и стали более грандиозными. Самые большие были построены в Кноссе, Фестосе и Хагии Триаде.
По масштабу сооружений, уцелевшим настенным росписям и другим предметам обихода Эванс предположил, что центром государства критской цивилизации являлся город Кносс.
Главным памятником этого периода был Кносский дворец, который состоял из множества помещений. Фрески в помещениях дворца были одним из самых ценных памятников прикладного искусства на Крите. Лучшие произведения искусства из минойской религии и культа были сохранены в каменном саркофаге в Хагии Триаде.
На небольшом острове Мохлос были обнаружены гробницы с богатыми золотыми украшениями и драгоценными каменными вазами. Наиболее типичными ремесленными изделиями той эпохи были вазы камарес, названные в честь пещеры на горе Ида, где были обнаружены первые, самые крупные по величине и наиболее характерные образцы.
Кносский дворец
Артур Эванс проводил систематические раскопки на месте в период с 1900 по 1931 год. В результате мир увидел дворец, большую часть Кносса и кладбища.
Английский археолог, первооткрыватель критской цивилизации Артур Эванс осуществил реставрацию дворца в его нынешнем виде. Эти действия были вызваны главным образом необходимостью сохранения открытых памятников. Археологическая служба Министерства культуры Греции при необходимости проводит только консолидационные работы.
Микены и Трою открыл миру любитель Генрих Шлиман. В отличие от английского археолога, первооткрывателя критской цивилизации Эванса, он не был профессионалом. Но был одержим желанием найти Трою, и ему это удалось.
Греки забыли, где находятся Троя, Дельфы, Микены. Шлиман открыл и показал им сооружения древних предков, их историю. Он показал миру циклопические стены микенского Акрополя. Неотъемлемой частью этих стен были монументальные Львиные ворота, сложенные из четырех монолитов, над которыми была треугольная пластина с рельефным изображением двух львиц.
Самые древние образцы греческого искусства были обнаружены Шлиманом в пещерных усыпальницах Микенских садов. В одной из гробниц он обнаружил прекрасно сохранившуюся золотую посмертную маску царя Микен Агамемнона.
Культура и экономика
У жителей Минойского Крита была сложная культура и политика для того времени. Экономическая и политическая жизнь, казалось, была сосредоточены вокруг дворцов, которые одновременно являлись и центрами торговли, хотя не исключено, что она велась и в сельскохозяйственных районах. Во дворцах существовала сложная бюрократия, которая, вероятно, и контролировала основную часть торгового оборота.
Хотя реальной денежной системы тогда еще не придумали, в качестве платежного средства могли использоваться бронзовые слитки. Дворцы, похоже, финансировали и общественные работы на острове.
Минойцы были морской цивилизацией, которая развивалась на острове Крит около 3000 г. до н. э. Они вели торговлю с народами, населявшими современную Испанию, Францию, Египет и Турцию, имели свой торговый флот. Торговля включала как предметы роскоши, так и сырье.
Как и у всех народов бронзового века, основой экономики было сельское хозяйство. Но у критян имелись мастера-ремесленники, декоративно-прикладные изделия которых продавались по всему региону.
Различия в искусстве
И в минойской, и в микенской цивилизациях изготавливались керамические изделия, бронзовые предметы и расписывали стены дворцов фресками, образцы которых сохранились до нашего времени.
Минойские фрески в основном изображают картины природы. Такими же мотивами они украшали свои керамические изделия, большинство из которых изготовлено на гончарном круге. На фресках и вазах встречаются надписи на языке, который является одним из диалектов древнегреческого. Искусство критян более экологично, что свидетельствует об относительном миролюбии и отсутствии захватнических амбиций у цивилизации.
Основное, чем отличается критская цивилизация от микенской в искусстве, – отсутствие сцен сражения на фресках и других произведениях искусства той эпохи.
Великолепные разноцветные фрески древних критских дворцов дают представление о религиозных, общественных и похоронных ритуалах минойцев и подтверждают их трепетное отношение к окружающей среде. Это одна из самых ранних культур, изображавшая природные ландшафты без присутствия людей. Животные также изображались в естественной среде обитания.
Микенское искусство более воинственно по духу, преимущественными темами их фресок были изображения охоты и сражений. Ремесленники создали и широко использовали технику эмалирования. Воинствующий дух, который буквально пронизывает все искусство микенцев, свидетельствует о стремлении цивилизации к политической гегемонии в регионе.
Различия в архитектуре
Так как микенское искусство было под сильным влиянием минойского, различия довольно тонкие. Основное, чем отличалась критская минойская цивилизация – ее географическое положение. Изолированная на острове от нападения многочисленных врагов, морская держава не строила оборонительных сооружений и укрепленных дворцов, полагаясь для защиты своего суверенитета на флот.
Материковое расположение микенской не позволяло так легкомысленно относиться к обороне, и это ярко отразилось в архитектуре. Города на материке были сильно укреплены против наземных атак соседних племен-противников и имели монументальные оборонительные стены.
Все дворцовые комплексы микенской цивилизации построены вокруг большого прямоугольного центрального зала – мегарона. Микенский мегарон был предшественником более поздних архаических и классических древнегреческих храмов и состоял из крыльца, вестибюля и самого зала. Расположенный в самом центре, он был сердцем дворца и содержал большой круговой очаг, обычно более трех метров в диаметре, с четырьмя деревянными колоннами, поддерживающими потолок с отверстием для освещения. Это был тронный зал правителя. Рядом располагался второй, меньший зал королевы. Вокруг было множество помещений, отведенных для слуг, управляющих, хранения запасов и прочих нужд.
Все дворцовые помещения были богато украшены фрескам. Колонны и потолки были, как правило, из крашеного дерева, иногда с бронзовыми украшениями.
Комплекс был окружен крепостной стеной из крупных необработанных блоков, получивших называние "циклопы", поскольку считалось, что только они могли перемещать такие массивные камни. Стены могут достигать тринадцати метров в высоту и быть толщиной до восьми метров.
Корбельские галереи представляют собой арочные коридоры, создаваемые постепенно перекрывающимися каменными блоками, круговыми каменными гробницами с крышами и монументальными дверными проемами с массивными каменными перемычками с рельефными треугольниками. Они также являются общими чертами микенских дворцовых комплексов, создавая вокруг них своеобразные лабиринты.
Другие микенские архитектурные сооружения включают в себя плотины для управления наводнениями, особенно в Тиринсе, и мосты, построенные из больших грубо обтесанных каменных блоков.
Религиозные обряды
Минойцы и микенцы верили в сверхъестественные силы. Они уважали своих богов, организовывали в их честь шествия, сопровождавшиеся музыкой, ублажали их жертвоприношениями животных в надежде на милость божью. Дворец также выступал центром религиозной деятельности. Священники и жрицы, которых считали умеющими контактировать с богами, были одарены землями, животными, драгоценными предметами и т. д.
Во дворцах, возводимых этими народами, имелись религиозные культовые помещения.
Оба народа использовали для захоронения своих умерших толоские или улейные и камерные усыпальницы. В усыпальницах археологи находили предметы, предназначенные для сопровождения ушедшего в загробную жизнь. Уникальны золотые похоронные маски, найденные в гробницах микенцев.
В минойском искусстве известны два уникальных изображения, отсутствующих в микенской культуре. Это стилизованные бычьи рога, известные как "рога посвящения", и изображение быка в прыжке. Особенно много таких изображений во дворцах. Очевидно, символ быка имел религиозную значимость для критской цивилизации.
Если кратко, критская и микенская цивилизация по религиозным верованиям и обрядам были очень близки, за исключением культа поклонения богу-быку. На материке отсутствуют изображения этого животного, которое было важной частью критской фресковой иконографии.
Социальное устройство
В социальном плане минойцы были относительно эгалитарными в отношении классового и гендерного равенства по меркам того времени. В культуре народа преобладали танцы, музыка, спортивные состязания и поклонение быку. Об этом известно из дошедшего до нас мифа о легендарном Минотавре, который жил в лабиринте рядом с дворцом в Кноссе.
Минойцы стали культурной моделью для Микен. Микенцы поселились на материковой части современной Греции около 2700 г. до н. э. Большинство греческих мифов и сказаний Гомера происходит из микенского периода. Они также торговали в Средиземноморье, но имели и развитое сельское хозяйство, в отличие от критян.
Материковые греки, поселившиеся в Микенах, были очень воинственны. Такими их, вероятно, сделала постоянная угроза нападения со стороны соседних племен. Готовность в любой момент дать отпор врагу отражена в искусстве. Социальная система микенского государства более стратифицирована по сравнению с критянами.
Критская минойская цивилизация, кратко говоря, существенно отличалась от микенской организацией общественного уклада. Государственность Микен была основана на войне и завоеваниях. Их города-государства были строго организованы по классовой линии. Аристократия жила в обнесенной стеной цитадели, рядом с королевским дворцом, крестьяне и ремесленники – за городскими стенами.
Минойцы были обществом, основанном на торговле и дипломатии. Выгодное географическое положение позволяло наладить торговые связи с прибрежными государствами, и безбедно жить доходами от торговли. Критская цивилизация является одной из первых эгалитарных обществ в мире. После захвата Крита микенцы были впечатлены уровнем культуры минойцев и переняли у них много идей.
Эгалитарность минойского общества, возможно, косвенно подтверждает высказанную С. Маринатосом версию, почему погибла критская цивилизация.
Выжившие в чудовищном катаклизме и переселившиеся на другой остров люди ради выживания должны были объединиться, невзирая на сословные различия в прежней жизни. И со временем это стало нормой отношений.
Языковые различия
Микенцы говорили на греческом и имели письменность в силлабарии под названием линейный язык Б. Язык минойцев неизвестен. Сохранились иероглифический алфавит на диске Фестоса и более поздний под названием линейный А, но ни один из них не расшифрован. Линейный Б появляется в Кноссе, начиная с 1500 г. до н. э, что свидетельствует о завоевании или административном подчинении микенцам.
Архитектура и искусство минойцев более совершенны, с потрясающими фресками и другими произведениями искусства. У микенцев явно прослеживается откровенное подражание критянам.
У этих цивилизаций были существенные религиозные различия. На материке отсутствуют изображения быка, который был важной частью критской иконографии.
Минойские поселения, гробницы и кладбища были найдены по всему Криту, но самыми крупными из них являются Кносс, Фестос, Малия и Закрос.
Итак, кратко о критской и микенской цивилизациях:
- у микенцев была более сильная армия;
- минойцы больше занимались торговлей;
- микенцы жили на материковой части Греции;
- минойцы жили на острове Крит;
- минойцы поклонялись быку;
- микенцы использовали линейный Б алфавит;
- минойцы использовали линейный А алфавит.
Гибель цивилизаций
Причины падения государства минойцев продолжают обсуждаться. Останки дворцов и поселений свидетельствуют о пожаре и разрушениях с 1450 г. до н. э.
Существуют несколько версий о том, почему погибла критская цивилизация. Некоторые историки считают причиной нападение греков и аннексию ими островной цивилизации. Есть свидетельства о том, что микенцы неоднократно вторгались на Крит в середине XV века до н. э. с целью захвата меди и руды для изготовления оружия. Но сил для разгрома островитян им явно не хватало.
Есть версия, что минойская культура была уничтожена в результате природной катастрофы. Высказывается предположение, что причиной гибели критской цивилизации было извержение вулкана Фера на острове Санторин и последовавшее за ним цунами.
Так как точные даты той эпохи неизвестны, связь вулканической активности с закатом минойской цивилизации недоказуема.
Наиболее вероятным является фатальное сочетание природных катаклизмов и других причин, к примеру конкуренции за власть и богатство, ослабивших структуру цивилизации, что позволило грекам подчинить себе критян.
Микенцы пали в 1100 г. до н. э., разгромленные войсками дорийских греков.
Многие из микенских дворцовых комплексов, городов и деревень подверглись нападению или были оставлены. Весь средиземноморский район за это время пережил много катастроф. Конец этого этапа ознаменовал начало новой эры, которая сильно отличалась от более ранней цивилизации.
С окончанием этой цивилизации Греция вошла в темные века. Многие города исчезли, население сократилось, греческая империя пришла в упадок.
Историю древнего мира в современных школах преподают в 5-м классе. Расцвет критской цивилизации в школьном учебнике датирован XVI - первой половиной XV века до нашей эры.