Артефакт мог быть погребальной хранительницей, изображением богини или иберийской принцессой — о происхождении леди Эльче невозможно узнать наверняка. Тем не менее, это один из самых ярких примеров скульптурных работ за всю историю археологических исследований.
Таинственный полихромный бюст с изображением головы женщины был обнаружен случайно в 1897 году. На него случайно наткнулся молодой фермер, расчищавший территорию для посадки в поместье Ла Алькудия в Эльче, в испанской провинции Аликанте на юго-востоке страны.
Леди Эльче выглядит потрясающе. Скульптура изображает голову, шею и плечи женщины вплоть до груди. У нее отсутствует какое-либо конкретное выражение, или эмоции на лице. Один из самых сложных элементов — головной убор, украшающий голову женщины, чем-то напоминающий принцессу Лею из «Звездных войн».
Две большие спирали, называемые родетами, украшают замысловатый головной убор женщины, расположенные по обе стороны от ее головы, а серьги в виде кисточек спускаются до плеч. Резное ожерелье украшает ее шею и грудь.
Происхождение бюста является предметом многочисленных споров. Некоторые ученые утверждают, что она иберийка, другие — что она вырезана в образе богини Карфагена по имени Танит. Эта богиня, как известно, правила Луной, Солнцем и другими звездами в известной вселенной, и древние призывали ее для плодородия.
Другая теория заключается в том, что леди Эльче представляет собой богиню Атлантиды, и что она была какой-то жрицей. Однако, американский историк искусствовед Джон Ф. Моффит утверждает, что артефакт — всего лишь еще одно произведение искусства. Он утверждает, что элементы бюста слишком сложны, чтобы быть произведенными в дохристианскую эпоху Испании.
По словам археологов, леди Эльче была произведена примерно в 4 веке до нашей эры, а использованный камень предполагает, что она была вырезана недалеко от того места, где была найдена столетия спустя. Когда бюст был обнаружен, были замечены следы ярких цветов, включая красный и синий. Это означает, что древние мастера раскрасили бюст.
Вскоре после обнаружения бюста, владелец недвижимости продал его французскому знатоку археологии по имени Пьер Парис, после чего артефакт оказался в Лувре.
Артефакт оставался в Париже до начала 1940-х годов, а затем был возвращен Испании в то время, когда Франция переживала тяжелый период правления гитлеровской Германии. Как сообщается, скульптура Леди Эльче была принята в рамках программы обмена, которая включала несколько других произведений искусства, согласованных с правительством Испании. Как отмечали некоторые историки, этот обмен был не в пользу Франции.
На ее родине бюст дамы Эльче первоначально был выставлен в мадридском музее Прадо, после чего в 1971 году произведение было перенесено в его нынешний дом, в Национальный археологический музей Мадрида. Загадочный артефакт считается одним из самых ценных экспонатов в этом музейном здании.
В конце 1990-х годов городские власти Эльче попросили Мадрид вернуть бюст в его первоначальный дом. В то время город Эльче планировал провести торжество, чтобы отметить два тысячелетия с момента его основания, и это было еще одной причиной, по которой местные жители хотели получить оригинал. Однако до сих пор просьбы о возвращении бюста домой не увенчались успехом.
В настоящее время оригинальный артефакт продолжает сохраняться в Мадриде, а его копия была изготовлена и размещена в местном музее археологии и истории Эльче. Оригинальный бюст был отправлен и выставлен в Эльче только один раз, еще в 2006 году.