Десять фильмов советской эпохи о пенсии
474
просмотров
Страсти по пенсионной реформе не утихают, в связи с чем предлагаю вспомнить пенсионеров советских, как изображал их великий и могучий кинематограф. Не всех вспомнить, ясное дело, а основных, для которых пенсия стала кардинальным, жизнеобразующим событием.

Сразу оговорюсь, что не войдут в список этот пенсионеры работающие, - как-то герои Папанова из фильмов «Отцы и деды» и «Время желаний» или участковый Анискин в исполнении Жарова. Не войдут и герои, для которых пребывание на пенсии несущественно, как старик Армена Джигарханяна из фильма «Когда наступает сентябрь». Ну и, конечно, войдут только ленты, где пенсонер главный герой, а не на пятом плане. Но в общем обзор составлен по принципу, - главное пенсия, а не пенсионер.

1. САМЫЙ ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ – «У ТИХОЙ ПРИСТАНИ» (1958; РЕЖИССЕРЫ – ЭДУАРД АБАЛОВ

1. САМЫЙ ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ – «У ТИХОЙ ПРИСТАНИ» (1958; РЕЖИССЕРЫ – ЭДУАРД АБАЛОВ Пенсионеры: Колючкин (Владимир Ратомский) и Пушков (Василий Меркурьев)

Сюжет: Два соседа по коммунальной квартире оказываются «у тихой пристани», то бишь, на пенсии. Бывший эстрадный куплетист Пушков переносит безделье с легкостью, а вот заводчанин Колючкин всё тоскует и даже просится обратно на завод. Желая отвлечь друга, Пушков снаряжается с ним на рыбалку. Много летних дней пенсионеры будут бродить с сачками-удочками, но полноценно до речки им помешает добраться ряд общественных обязательств. То они хотят заставить начальника отремонтировать дорогу; то прижучить кляузника; то отвести в детский сад ребенка, то бабушку в дом престарелых; то окоротить хулигана. 

Особенности фильма: В 1956 году система пенсионного обеспечения была установлена в СССР окончательно законом «О государственных пенсиях». Иллюстрацией этого закона и стал фильм «У тихой пристани». 

Ключевые фразы картины, вложены в уста жизнелюба Пушкова - «Трудности всякие бывали. Освоим и безделье» и «Обрати внимание, Николаша: старики и дети. Одни уже не работают, другие еще не работают».

Заниматься, причем, с полной самоотдачей, фигней, которой будут заниматься Колючкин и Пушков, можно только при совершенно свободном досуге, незанятыми мозгами и детской энергией. Фильм построен по принципу скетчей журнала «Фитиль» и природа его нереальная, а эстрадная, отсылающая к профессии пенсионера Пушкова.

Реальность ложно обрушится на пенсионеров лишь в финале, когда выяснится, что кто-то под них копает, стряпает о проступках досье и теперь вот приходит повестка. Но вместо суровых гэбушников дедушек встретят энергичные члены клуба пенсионеров, собравшиеся в школе (еще один отсыл к детству). Там Колючкин формулирует цели клуба: «Основная-то наша задача – это помощь молодежи. Ведь воспитание молодого поколения – это воспитание будущих граждан коммунистического общества».

Что ж, по крайней мере, в фильме Абалова и Мелиавы «старикам здесь самое место», да и не очень они взрослые, честно говоря.

2. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ - «СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ» (1971; РЕЖИССЕР – ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ)

2. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ - «СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ» (1971; РЕЖИССЕР – ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ) Пенсионеры: Николай Мячиков (Юрий Никулин) и Валентин Воробьев (Евгений Евстигнеев)

Сюжет: Следователя Мячикова хотят отправить на пенсию, чтобы освободить место для блатного. Инженера Воробьева на пенсию провожают, но в момент проводов он решает еще поработать. Столкнувшись с проблемами Мячикова, энергичный Воробьев предлагает совершить «идеальное преступление», которое Мячиков раскроет и останется на должности.

Особенности фильма: Создав в фильме «Берегись автомобиля» образ преступника-идеалиста Рязанов со своим постоянным соавтором Брагинским решил успех повторить. Получилось хуже, но дело сейчас не о том.

Благодаря пенсионной реформе многие цитаты из картины Рязанова получили второе рождение. Например: «Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии… и на остальных. Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал. Старость надо уважать как своё недалёкое будущее, ведь каждый, если повезёт, станет стариком». 

Или: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от восемнадцати до тридцати пяти лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку»

В принципе, довольно осенняя лирическая комедия о людях заката, которые не представляют жизни без работы. А что делать, - возраст! 

Поступки героев, пытающихся сварганить уголовное дело, мало чем отличаются от бессмысленных эскапад персонажей «У тихой пристани», но они вызывают уже не улыбку, а недоумение, вступая в слишком явное противоречие с реальностью. 

Финальная сентенция «Главное это верить, что ты еще молод и тогда все будет хорошо» остается лишь сентенцией. И если пенсионеры «У тихой пристани» бодро ушагивали в финале по солнечной летней улице, то Мячиков, Воробьев и примкнувшая к ним инкассаторша Суздалева (Ольга Аросева) бредут по первой поземке, коя и символизирует, как ни печально, их скорое пенсионное будущее.

3. САМЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ – «САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ» (1972; РЕЖИССЕР – МИХАИЛ УЛЬЯНОВ)

3. САМЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ – «САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ» (1972; РЕЖИССЕР – МИХАИЛ УЛЬЯНОВ) Пенсионер: Семен Ковалев (Михаил Ульянов)

Сюжет: Участковый Семен Ковалев собрался в свои 55 лет на пенсию. Фильм рассказывает о его последнем рабочем дне. Ближе к ночи лейтенант Ковалев погибнет в неравной схватке с бандитами.

Особенности фильма: «Самый последний день», единственная режиссерская работа в кино Михаила Ульянова, поставлен по популярной повести Бориса Васильева. Существует также телеверсия спектакля по этой повести, где Ковалева играет Михаил Жаров. 

Это пример картины, где герой, во-первых, сам рвется на пенсию, а, во-вторых, гибнет на работе, до нее не дожив. В отличие от массы пенсионеров у Ковалева есть программа, - чем именно займется он, уйдя на заслуженный отдых. Участковый намеревается уехать в родную деревню, ему хочется походить по траве босиком. Надо заметить, что и участок свой Ковалев воспринимает как большую деревню, всех знает в лицо, ко всем неравнодушен и гибель его потрясает народ.

4. САМЫЙ НЕДООЦЕНЕННЫЙ – «СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ УХОДИТ НА ПЕНСИЮ» (1980; РЕЖИССЕР – СОЛОМОН ШУСТЕР)

4. САМЫЙ НЕДООЦЕНЕННЫЙ – «СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ УХОДИТ НА ПЕНСИЮ» (1980; РЕЖИССЕР – СОЛОМОН ШУСТЕР) Пенсионер: Сергей Иванович (Борис Андреев)

Сюжет: Бухгалтер Сергей Иванович уходит на пенсию, дабы помочь разведенной дочери нянчить внучку. Но дочь ввязывается в дележку с мужем квартиры и старика сплавляют к сыну, где он тоже не уживется.

Особенности фильма: «Сергей Иванович уходит на пенсию» грустная картина о том, что человек не нужен даже своим родным, и каждый умирает в одиночку. Сергея Ивановича окружают замечательные люди – дочь (Алиса Фрейндлих), сын (Георгий Бурков), невестка (Жанна Болотова), но ни с кем старик не находит общего языка, обладая при этом характером покладистым. Он просто никому не нужен и потому оказывается один на даче, а сравнительный покой находит в пустующей квартире второго сына. 

Все проблемы Сергея Ивановича нематериальны, а экзистенциальны. И даже финальный приезд дочки с внучкой не в силах исправить тяжелого впечатления.

И еще одно замечание, - в фильме показано, что такая скрепа как Великая Победа в 1980 уже не работает. Фронтовика, которого Сергей Иванович привел в дом отметить 9 мая, сын выгоняет, после чего отец уходит из его дома.

5. САМЫЙ РАБОЧИЙ – «ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ» (1982; РЕЖИССЕР – ЮЛИЙ РАЙЗМАН)

5. САМЫЙ РАБОЧИЙ – «ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ» (1982; РЕЖИССЕР – ЮЛИЙ РАЙЗМАН) Пенсионер: Сергей Абрикосов (Михаил Ульянов)

Сюжет: Директор крупного предприятия в результате реорганизации оказывается за бортом. И тут выясняется, что частной жизни у него нет. Вроде крепкая семья, - жена, сын, дочь от первого брака, но прочная связь отсутствует, так много сил отдано работе. Все настолько не просто, что герой держит в ящике стола пистолет. Когда же частная жизнь начинает потихоньку налаживаться, Абрикосов получает новое назначение и без напряга готов вернуться на общественную стезю.

Особенности фильма: Тут можно увидеть, как жили на пенсии не простые бухгалтера Сергеи Ивановичи, а крупные начальники. Да, дом полная чаша, в гостиной собираются на прокорм за один стол, словно дворянское семейство. Но, дача казенная, машина – служебная. Все пришлось отдать, а своего Сергей Абрикосов не нажил. На вопрос жене о деньгах та беспечно говорит, что рублей 160 осталось. Не густо…

Но проблемы материальные герою не грозят. Он страдает из-за того, что его выключили из системы, а нормальной человеческой жизнью он жить не научился. Медленное врастание в обыденность будет прервано звонком из министерства.

6. САМЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ – «И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ» (1983; РЕЖИССЕР – НИКОЛАЙ ГУБЕНКО)

6. САМЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ – «И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ» (1983; РЕЖИССЕР – НИКОЛАЙ ГУБЕНКО) Пенсионеры: Софья Петровна (Елена Фадеева), Нина Матвеевна (Капитолина Ильенко), Павел Андреевич (Федор Никитин), Егошкин (Сергей Мартинсон), Чистов (Михаил Брыклин) и другие

Сюжет: В переживающий упадок дом престарелых приезжает новый главврач (Жанна Болотова). Она убеждена, что старикам можно вернуть интерес к жизни. 

Особенности фильма: «И жизнь, и слезы, и любовь» пенсионерская «Педагогическая поэма». Социальный эксперимент на грани утопии в рамках фильма состоялся. Павел Андреевич даже пережил роман, а оперная прима Софья Петровна на свое восьмидесятилетие получила в подарок живого Ивана Козловского.

Но фильм, действие которого происходит в ветшающих декорациях и запущенной природе, производит впечатление осени. Всё хиреет, приходит в упадок и скоро развалится не только дом ветеранов, но и великая страна с ее какой-никакой, а действенной пенсионной системой.

7. САМЫЙ ТРАГИЧНЫЙ – «ПРОДЛИСЬ, ПРОДЛИСЬ, ОЧАРОВАНЬЕ…» (1984; РЕЖИССЕР – ЯРОПОЛК ЛАПШИН)

7. САМЫЙ ТРАГИЧНЫЙ – «ПРОДЛИСЬ, ПРОДЛИСЬ, ОЧАРОВАНЬЕ…» (1984; РЕЖИССЕР – ЯРОПОЛК ЛАПШИН) Пенсионеры: Антон Скворцов (Олег Ефремов) и Анна Шарыгина (Ия Саввина)

Сюжет: Директор крупного предприятия Антон Скворцов, оказавшись на пенсии, решает сделать «перезагрузку» и начать жизнь наново с незадачливой поэтессой  Анной Шарыгиной, тоже ушедшей на пенсию из планового отдела. Но не все так просто.

Особенности фильма: Антон Скворцов думает, что все можно начать заново, оставив семью дочери, где какие-то теплые чувства испытывает к нему только внучка. Герой постоянно сбегает из дома то в окно, то в случайной одежде, но дочка буквально не даст ему жизни. Сердце Антона не выдержит, а его несостоявшаяся возлюбленная Анна Шарыгина, прозванная «Кикиморой», по всей видимости, будет доживать в одиночестве.

8. САМЫЙ ТЕПЛЫЙ - «БУКЕТ МИМОЗЫ И ДРУГИЕ ЦВЕТЫ» (1984; РЕЖИССЕР – МИХАИЛ НИКИТИН)

8. САМЫЙ ТЕПЛЫЙ - «БУКЕТ МИМОЗЫ И ДРУГИЕ ЦВЕТЫ» (1984; РЕЖИССЕР – МИХАИЛ НИКИТИН) Пенсионерка: Екатерина Терентьевна (Лидия Федосеева-Шукшина)

Сюжет: Начальница отдела снабжения уходит на пенсию, но ее более чем неприкаянная семья отдохнуть ей не даст.

Особенности фильма: Катя, так ее все зовут, самый симпатичный персонаж из фильмов данной десятки. Самый добрый, энергичный, решающий проблемы своих детей и их подруг. Оказавшись на пенсии, она ищет возможность примирить с семьей старшего сына, поддержать предполагаемую невестку и ее ребенка. Вообще оказывается гораздо энергичнее и цельнее, чем окружающие ее молодые люди.

9. САМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ – «ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ?» (1988; РЕЖИССЕР – ИОСИФ ХЕЙФЕЦ)

9. САМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ – «ВЫ ЧЬЕ, СТАРИЧЬЕ?» (1988; РЕЖИССЕР – ИОСИФ ХЕЙФЕЦ) Пенсионеры: Касьян Глушков (Михаил Пахоменко) и Багорыч (Лев Борисов)

Сюжет: У колхозника Касьяна Глушкова умерла жена. Он переезжает в город к невестке, но там не сильно нужен. Невестка перебирается на Север в поисках богатой жизни, а Касьяна выживают на улицу соседи. 

Какое-то время Касьян столуется у случайного знакомого Багорыча, но к его внучке вламывается пришедший из тюрьмы жених.

И тогда Касьян зовет Багорыча с собой в деревню.

Особенности фильма: Ну вот и доехали мы до дней конца Советской власти. Если до этого пенсионные герои испытывали лишь онтологические проблемы, то в фильме Хейфеца по повести Бориса Васильева (в 1982 ее уже экранизировал Василий Пичул в рамках дипломной ВГИКовской работы) героям негде жить,  пенсии едва хватает на кефир, одеты они в отребье, окружающие смотрят волками и ведут разговоры о справедливости спартанцев, сталкивающих стариков в пропасть. 

А дальше, в «лихие девяностые», будет только хуже.

Надо отметить, что в мире фильма дефицит именно нормальных, здоровых мужиков и ради них бабы готовы стереть дедушек в порошок.

10. САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ – «ЛЮБОВЬ С ПРИВИЛЕГИЯМИ» (1989; РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР КУЧИНСКИЙ)

10. САМЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ – «ЛЮБОВЬ С ПРИВИЛЕГИЯМИ» (1989; РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР КУЧИНСКИЙ) Пенсионер: Константин Кожемякин (Вячеслав Тихонов)

Сюжет: Бывший заместитель Председателя Совета Министров СССР Кожемякин, отдыхая в привилегированном санатории, влюбляется в тамошнюю шофершу Ирину (Любовь Полищук), которой предлагает руку и сердце. Приехав в Москву, Ирина пытается разузнать о судьбе репрессированного отца. Оказывается под коллективным письмом, утверждающим приговор, стоит подпись ее мужа.

Особенности фильма: Вон картина маслом, - привилегированный пенс. Он держится за свои привилегии и убежден в собственной исключительности. Послушаем его: «Вы все и всегда будете зависеть от нас». 

Последняя, ключевая и безнадежно пророческая фраза.

Ваша реакция?