На «Девятый вал» люди ходили толпами, как в наше время на разрекламированный блокбастер. По словам эксперта по русскому искусству Ивана Самарина и искусствоведа Джанни Каффьеро, «для современников Айвазовский был чем-то вроде Стивена Спилберга — поставщиком фантастических визуальных образов, выполненных с потрясающим мастерством и спецэффектами, мастером, способным запечатлеть на двухмерном холсте невероятные приключения, погружая зрителей в захватывающую атмосферу». А внушительные размеры полотна (более 7 кв.м) создавали эффект присутствия. Так что это было, можно сказать, «кино на большом экране».
Причем свои шедевры Спилберг XIX века создавал, как правило, по воспоминаниям, а не с натуры. Искусствовед Елена Евстратова предполагает, что и картина «Девятый вал» была написана на основе собственных впечатлений живописца: в 1844 году корабль, на котором он плыл по Бискайскому заливу, попал в сокрушительный шторм. На берегу даже сочли, что судно не пережило бурю, и в газетах появилось объявление о трагической гибели талантливого молодого художника. «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной», — вспоминал впоследствии пейзажист.
1. Вал. Айвазовскому эффектность нередко была важнее правдоподобия. Художник и искусствовед Александр Лозовой в книге «Ошибки великих мастеров. Закат реализма» упрекал мариниста в незнании того, что волны такой формы, с завернутым гребнем, образуются только у берега, а не в открытом море.
2. Море. В качестве места действия выбрана наиболее опасная среда. Вероятно, поэтому пейзажи Айвазовского производили столь сильное впечатление на современников. Зрителям нравилось испытывать острые ощущения и в то же время восхищаться красотой пейзажа. И творчество первого последовательного мариниста в русской живописи было очень популярным, так в наши дни талантливо снятые фильмы об угрожающих человечеству стихийных бедствиях собирают полные залы.
3. Рассвет. Момент наивысшей опасности (согласно поверью, девятая волна самая страшная) совпадает с восходом солнца, разгоняющего мрак. Оставляя героев в отчаянном положении, художник, словно опытный режиссер, дает им и зрителю увидеть проблеск надежды.
4. Мачта. Во время сильного шторма, чтобы корабль не перевернулся, на нем рубили мачты.
5. Люди. Айвазовский — художник-романтик, а противостояние человека буйству стихии — любимый сюжет представителей романтизма. Как и создателей фильмов-катастроф.
6. Одежда. Персонажи в восточных костюмах. Возможно, художник сделал героями картины моряков из экзотической страны ради того, чтобы слишком сильное ощущение сопричастности происходящему не мешало основной аудитории — жителям европейской части Российской империи — воспринимать красоту катастрофы.
Иван Айвазовский
1817 — родился 29 июля в Феодосии в купеческой семье. В книге рождений и крещений местной армянской церкви был записан как Ованес, сын Геворга Айвазяна.
1833–1837 — учился в Императорской академии художеств.
1840–1844 — получив от академии пенсион, путешествовал по Европе.
1844 — вернулся в Россию, был причислен к Главному морскому штабу.
1845 — стал академиком Императорской академии художеств.
1848 — обосновался в Феодосии, построив дом на берегу моря. Женился на Юлии Гревс, гувернантке.
1853 — избран действительным членом ИРГО.
1882 — расставшись с первой супругой, женился на вдове феодосийского коммерсанта Анне Саркисовой.
1900 — умер 2 мая от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Феодосии. За всю жизнь написал около 6000 больших картин.