Диктатура в Древнем Риме
Магистратура диктатора появилась не позднее V в. до н. э., и тогда же появилось это понятие. До последнего века республики (I в. до н. э.) под диктатором не подразумевался политический деспот. Напротив, диктатура, как говорил философ Карл Шмитт, — это римское «средство защитить свободу». Диктатор — это правитель и полководец, избираемый сенатом в случае чрезвычайной ситуации и максимум на полгода. Диктатор служил вместе с двумя консулами как их начальник или вместо них и вместо военных трибунов. Эту магистратуру римляне изобрели вскоре после свержения последнего царя и установления республики (есть также мнение, что идею диктатуры они позаимствовали у соседних племён с их военными вождями) — чтобы в критической ситуации не разделять управление между несколькими людьми, ибо «равновластие» порождает политическую борьбу, споры и промедления, лишние в опасное время.
Власть диктатора мыслилась как восстановленная царская, но в отличие от неё имела свои пределы — например, диктатор в случае войны получал неограниченные права верховного военачальника и мог казнить и миловать других римлян, а иногда и распоряжаться казной, но не мог установить новые налоги или издать новые законы, если только дело не касалось военной необходимости. В то же время сенат и народные трибуны продолжали работать и оставались центром политической власти. По истечении установленного срока диктатор слагал свои чрезвычайные полномочия (imperium) — военные, судебные или иные — и Рим возвращался к обычной системе управления с двумя консулами и другими выборными магистратами.
Первым диктатором Рима стал Мамерк Эмилий Мамерцин (в 437, 434 и 426 гг. до н. э.) — в его время римляне много воевали с окрестными племенами: вольсками, этрусками и другими. В качестве диктатора Мамерцин разбил этрусков после того, как они нанесли Риму тяжкое поражение, и захватил их город Фидены. На это ему потребовалось всего 16 дней, после чего Эмилий сложил с себя диктаторскую власть.
«Dictator est qui dictat» — диктатор есть тот, кто диктует
С тех пор ещё многие знатные римляне становились диктаторами, но все переменилось, когда социально-экономическое развитие республики привело к череде политических кризисов и гражданских войн (133 — 30 гг. до н. э.). Этот длительный процесс закончился установлением принципата — единодержавия Октавиана Августа и его преемников. Эта форма власти покончила с кризисом, но диктатура стала постоянной и обрела новые черты, хотя и с сохранением некоторых атрибутов республики (сената, например). Однако республика ещё не успела преобразоваться в империю, когда роль и власть римских диктаторов уже изменилась — они стали тем, что совсем не предполагали древние при создании этой магистратуры. Диктатор Луций Корнелий Сулла был далеко не просто временным главнокомандующим, который отказался бы от власти в конце войны, — его диктатура никаких сроков не имела. То же касается Гая Юлия Цезаря, которого классик историографии Древнего Рима Теодор Моммзен и вовсе называл «монархом».
Сулла, Цезарь, Август, Антоний — все это представители нового типа лидеров I в. до н. э. Они опирались на верность своих легионов, популярность в народе и насилие, которые обеспечивали им длительную военную и гражданскую власть. Один человек мог занимать сразу несколько магистратур и вопреки традиции получить колоссальные полномочия, едва ограниченные даже сенатом. В конце концов сторонники республики именно потому и решили убить Цезаря, что традиция уже не работала — он ни за что не расстался бы с единоличной властью по своей воле.
Новые республики и новые диктаторы
С тех пор под диктатурой подразумевалась неограниченная власть человека, группы людей или даже класса, например, пролетариата. Однако в империи и позднее, после её распада, понятие диктатуры вышло из оборота — зачем, если есть императоры, вожди, цари и короли (точно так же в прошлом осталась «res publicae»). В Средние века «диктаторов» просто нет. О древнеримских словах вспомнили уже в Новое время, когда великие народы Европы стали искать альтернативу монархии, анализировать политические системы и обращаться к античности. Голландская, английская и Великая французская революции породили новые республики и диктатуры, например, якобинскую. В XVIII — XIX вв. вспомнили и о консулах, каковым стал Наполеон Бонапарт, и о других магистратах. Затем в России установилась «диктатура пролетариата» (большевики заимствовали опыт и язык Великой французской революции).
В Новое время под диктатурой подразумевается способ управления, ключевой чертой которого является навязывание воли правящего человека (или класса, слоя, партии, этнической группы и т. д.) всем остальным. Как писал Макиавелли, диктатор «принимает решения самолично» и карает тех, кто не подчинился. Диктатура означает политическое господство персонального или коллективного диктатора. Он правит независимо от стремлений и чаяний своих подданных, исходя из личных представлений и интересов. Естественное стремление общества к распределению власти и борьбе за неё диктатор подавляет прямыми репрессивными мерами (будь то проскрипционные списки Суллы, якобинский или «красный» террор), а также путём ограничения или отмены политических и гражданских прав и свобод. Именно поэтому в ХХ веке, когда стали высоко цениться права человека, понятие диктатуры окончательно обрело негативный оттенок и стало синонимом деспотии.
История и политология (ещё больше) наплодили множество терминов с особыми коннотациями, которые так или иначе обозначают чрезмерную концентрацию власти в одних руках: диктатура, тирания, автократия, монархия, самодержавие, деспотия, тоталитаризм… А частных случаев диктаторской власти вообще не счесть — от Бонапарта до Пиночета и далее. Но всюду и везде имеется в виду одно и то же вне зависимости от степени популярности диктатора или чистоты его помыслов — подавление демократии, фактический выход политики из-под легального контроля общества и в большинстве случаев узурпация власти.