Два века попыток создать Франкенштейна: к чему приводит желание человека «играть в Бога»
924
просмотров
19 июня 1816 года английская писательница Мэри Шелли поставила финальную точку в своём романе «Франкенштейн, или Современный Прометей». История о сумасшедшем гении Викторе Франкенштейне, создавшем монстра из разных частей человеческих тел и оживившем его, ошарашила общество и взбудоражила умы учёных.

Прошло более двух столетий, и за это время учёный и его чудовище стали почти неотличимы друг от друга. Алхимики, врачи и даже теологи пытались создать своего «Франкенштейна», но каждый раз их попытки были напрасны. Или не совсем напрасны?

Культовый роман, который сделал имя Мэри Шелли легендарным

Культовый роман, который сделал имя Мэри Шелли легендарным Мэри Шелли в юности.

Автор рассказов и романов, английская писательница Мэри Шелли, супруга поэта-романтика Перси Шелли, наиболее известна как создатель романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Современные литературоведы справедливо утверждают, что именно «Франкенштейн» положил начало жанру научной фантастики.

Это мрачное, но необычайно мощное и сильное произведение рассказывает историю об уникальном изобретении учёного, которое оборачивается трагедией для него и его окружения. Это роман о великом достижении и роковой ошибке человека, желающего примерить на себя образ Бога.

В XX веке сюжет Мэри Шелли лёг в основу множества адаптированных романов фантастов. Книга была многократно экранизирована, и до сих пор является актуальной. А личность её создательницы так же, как и само произведение, вызывает немало вопросов.

Первое издание книги и обложка современной адаптации.

После публикации романа выдвигались различные теории относительно подлинности его авторства. Одни говорили, что «Франкенштейна» написал лорд Байрон, другие называли создателем текста Перси Шелли. А причин тому было несколько.

Книгоиздатели как один заявляли, что женщине невозможно приписать авторство произведения о научных опытах и экспериментах, пускай оно было и художественным. Первое издание романа вышло в 1818 году тиражом 500 экземпляров, причем авторство его было анонимным.

Как создавался роман о Человеке-монстре

Как создавался роман о Человеке-монстре Джозеф Гордон Байрон, Перси Бишоп Шелли и Мэри Уоллстонкрафт Годвин.

На дворе стоял 1816 год. Однажды вечером трое англичан, имена которых впоследствии узнает весь мир, собрались в старом семейном особняке и заключили необычное пари. В их число входила юная Мэри Уоллстонкрафт Годвин и поэты Джордж Гордон Байрон и Перси Бишоп Шелли. Девушка даже не подозревала, к каким последствиям в дальнейшем приведёт это невинное приключение.

Лорд Байрон предложил каждому из присутствующих придумать страшную историю. История должна была обратиться к нашим тайным страхам и заставить наши нервы трепетать при мысли о том, чтобы обернуться назад. И кто бы мог подумать, что Шелли удастся это настолько, что в будущем её будут называть не иначе как «мать Франкенштейна».

Сначала писательница не могла найти подходящую идею. У неё за плечами была смерть матери и мрачное детство, проведённое с ворчливой мачехой и отцом, находящимся в вечных поисках работы. Именно благодаря этим обстоятельствам миловидная Мэри встретила своего будущего мужа и любовь всей жизни, Перси Биши Шелли. В её голове всплывали образы, когда они, молодые и беззаботные, тайком встречались на кладбище у могилы её матери. А после — сбежали из дома в поисках свободы и творческого пристанища.

Кадры из фильма «Мэри Шелли и монстр Франкенштейна» (2017). В главной роли — Эль Фаннинг.

Мэри вспоминала, как тяготили её вопросы товарищей о написании рассказа. Мрачная атмосфера поместья, воспоминания, полные детского отчаяния и одиночества привели её к мысли оживить мертвеца. Ночью девушка испытала кошмарное видение: на коленях перед заметками с романом стояла бледная фигура юноши, который, казалось, был мёртв, но внезапно ожил. Год спустя девятнадцатилетняя Мэри Шелли закончила философский приключенческий роман об учёном-экспериментаторе и его монстре, который убивает друзей своего создателя в попытке достучаться до него.

О чём на самом деле рассказывала в своей книге английская писательница

О чём на самом деле рассказывала в своей книге английская писательница Виктор Франкенштейн и его монстр в различных интерпретациях.

История о Франкенштейне никак не вписывалась в рамки готического романа. По утверждению Д. Варма, чрезмерность чудовищной жестокости Мэри Шелли могла бы в какой-то степени доказать принадлежность романа к готике, если бы не возвышенные перегибы, характерные для романтической литературы.

Шелли считала броским всё, что было связано с кровью и учащённым сердцебиением. Ведь она сама была быстрой и пылкой. Она пишет в одиночестве, постоянно ссорясь со своим любовником, изливая на бумагу слова, идеи и сцены из своих готических фантазий эпохи Просвещения, воплощая в жизнь совет своего отца о том, что одиночество даёт время для размышлений и поиска своего голоса.

Монстр Франкенштейна.

Детство и юность автора «Франкенштейна» прошло среди могильных плит. Потеряв мать ещё в детстве, девушка любила навещать место её захоронения. На кладбище она зачитывалась философскими трактатами из отцовской библиотеки. Именно прогуливаясь по кладбищу, ей пришла в голову идея возвращать мёртвых к жизни.

Попытки создать Франкенштейна в реальности

Герой бессмертного романа Мэри Шелли Виктор Франкенштейн сумел заполучить своих кумиров. Но мало кто знает, что у безумного доктора были и прототипы. Именно их опыты стали основой для культового романа.

Йохан Конрад Диппель (XVII-XVIII вв.)

Йохан Конрад Диппель (XVII-XVIII вв.) Йоган Конрад Диппель и замок Франкенштейна.

Без алхимика Йохана Диппеля (1673–1734) образ Виктора Франкенштейна был бы практически невозможен. Именно этого немецкого врача и теолога считают прямым прототипом книжного швейцарского учёного. Название поместья Франкенштейн, которым владел и где жил Диппель, служит одним из главных аргументов в пользу данной теории.

Диппель был крайне эксцентричным персонажем. Он принимал активное участие в богословских дебатах и критиковал протестантизм. Он приложил руку к переводу Берлебургской Библии, в которой были собраны и опубликованы оккультные и мистические интерпретации библейского текста.

Однако Йохан Диппель видел своим главным детищем эликсир бессмертия, созданный им из частей тел животных. Но судя по его смерти в 1734 году в возрасте шестидесяти лет всё это было напрасно.

Луиджи Гальвани и Джованни Альдини (XVIII век)

Луиджи Гальвани и Джованни Альдини (XVIII век) Луиджи Гальвани и Джованни Альдини.

Талант этих двух личностей был оценён настолько, что одна из площадей Болоньи носит их имена. Неудивительно, что слово «гальванизм», которое используется и сегодня, ассоциируется с Луиджи Гальвани (1737–1798). Будучи всю сознательную жизнь богословом, на сороковом году жизни он резко ушёл в естественные науки и медицину. Гальвани выстроил совершенно новый подход к изучению взаимосвязи между электрическим током и физиологией.

Его самый известный опыт с лягушкой привёл учёного к следующим выводам: каждая мышца живого организма является аналогом электрической батареи. В ходе эксперимента Гальвани пропускал электрический ток через тело мёртвой лягушки.

Опыты с пропусканием тока через живые мышцы.

Племянник доктора Джованни Альдини (1762–1834) нашёл прекрасный способ использовать результаты исследований своего дяди. Принципы гальванизма Джованни показывал общественности в своём шоу. Альдини пропускал ток через трупы животных или отрубленные головы казнённых, за счёт чего мышцы спонтанно начинали сокращаться в так называемом «электрическом танце». Перед зрителями обычно открывалась картина, которая создавала впечатление, что труп вот-вот оживёт.

Владимир Демихов (XX в.)

Владимир Демихов (XX в.) Владимир Демихов и его подопытные.

Учёный-экспериментатор Владимир Демихов является основателем современной трансплантационной хирургии, но широкой публике он известен прежде всего своими довольно эксцентричными экспериментами. В конце 1950-х годов доктор Демихов решился на смелый шаг — провести эксперимент по созданию сиамских близнецов. Биолог хотел проверить, смогут ли они прожить, будучи пересаженными в чужое тело. Так в лаборатории Владимира Демихова родились собаки-близнецы.

Голова щенка была пришита к туловищу взрослого пса и искусственно соединена с его дыхательной и кровеносной системами. Некоторое время щенок мог есть, видеть и даже двигаться. Несмотря на важность этой работы, советское научное сообщество буквально атаковало эксперименты Демихова, назвав их аморальными и нечеловеческими, в то время как западные учёные писали хвалебные и поздравительные письма.

Подобных экспериментов советская наука знала немало, но какие из них настоящие, а какие выдуманные, расскажет другая статья. Некоторые из них были безумными и вызывали разве что смех, но были и те, что внесли огромных вклад в отечественную науку.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится