Висела она себе спокойно в Лувре, и мало кто на неё внимание обращал. Но 21 августа 1911 года реставратор итальянского происхождения Винченцо Перруджо просто вынес её утром из Лувра. Пропажу, к слову, заметили только вечером. И началось... Газеты раскрутили настоящий детектив, который будоражил умы публики целые полгода, пока с первых полос тему кражи картины не вытеснило крупнейшее кораблекрушение в истории. В апреле 1912 года погиб легендарный «Титаник».
Казалось, на этом всё. Мало какой информационный повод может поспорить с войной или катастрофой. Но шедевр Леонардо нашли через 2 года после кражи в Италии. Винченцо Перруджо попытался его продать. Не вышло. Его поймали. Арестовали. Судили. Но срок дали символический. Ведь вор был патриот. Хотел картину на родину вернуть, а не себе оставить.
Полотно после годового тура по Италии вернулось в Лувр. «Джоконда» стала звездой. Превратилась в самую популярную картину в мире. А потом она начала рекламировать всё подряд. Шампуни, машины, косметику, жвачку, рок-группы... Даже слабительное. Сомневаюсь, что Да Винчи хотел такой судьбы для своего шедевра.
Так давайте попробуем разобраться, в чём действительно состоит прелесть этой картины. Какой код скрыл в ней Леонардо, который так любил шифры?
Начнем с того, что «Джоконда» существует в двух вариантах. Оба, как выяснили эксперты, принадлежат кисти Леонардо. Одну вы знаете. Она в Лувре. Другую можете увидеть только на репродукциях. Она находится в швейцарском хранилище и недоступна для публики. Кстати, именно она и является первым вариантом.
На «Айзелуортской Моне Лизе» модель куда моложе. Кроме того, картина не закончена. Пейзаж не прорисован до конца. А бросать уже начатые полотна было очень в духе Леонардо. Художник постоянно экспериментировал с новыми красками и техниками. В противном случае, работа была ему не интересна. В каждом творении он желал открывать для себя что-то новое.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие копии «Моны Лизы», сделанные в эпоху Возрождения, больше напоминают именно «Айзелуортскую Джоконду», а не полотно, хранящееся в Лувре.
Главное в другом. Образ Моны Лизы не оставлял Леонардо до самого конца жизни. Первый вариант остался незаконченным. Скорее всего, художник вновь вернулся к образу после того, как во время своего пребывания в Риме с 1513 по 1515 года активно экспериментировал с красками. Как признавался сам Да Винчи, своими экспериментами он «пытался поймать солнечный свет». Даже Папа Римский Лев X упрекал художника в том, что он слишком часто возится с красками и реагентами, скорее становясь алхимиком, чем художником.
А Леонардо да Винчи действительно готовил нечто особенное. На своих последних картинах он использовал так называемую технику сфумато. Благодаря ней удаётся отобразить малейшие изменения цвета и света.
Буквально передать ощущение воздуха. Он накладывал по несколько слоёв особенных, созданных им лаков, толщина которых была всего в несколько микрон.
И тут особенный момент. «Улыбку Мона Лизы» мы встречаем и на одной из последних картин мастера «Иоанн Креститель». Для Леонардо такая улыбка стала символом святости, приобщения к тайне, которую никто не мог знать.
Но вернёмся к «Моне Лизе». Впервые её улыбку заметил в середине XIX века поэт Теофиль Готье. Вот что он про это писал:
«Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…»
И вот тут действительно возникает интересный вопрос. Что означает эта улыбка? Точно определить её не смог никто. Известный философ Алексей Федорович Лосев, например, вообще называл её улыбкой Дьявола. Кроме лукавства и зова плоти он ничего в ней не видел.
«Мона Лиза» с её «бесовской улыбочкой»... Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой кроме слабости она расчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством»
Но есть и другая трактовка, на мой взгляд, более точно отражающая эстетические воззрения Леонардо. Известно, что художник был очень религиозен. И в своих картинах пытался отобразить именно божественную природу человека. В образе Моны Лизы мы видим не совсем ту женщину, которую изначально собирался писать мастер. Это не просто портрет Лизы Герардини, беременной супруги торговца шёлком из Флоренции. Перед нами образ Богоматери, которая беременна будущим сыном божьим. Её улыбка почти не видна, морщинки вокруг глаз скрыты тенями. Глаза буквально ничего не выражают. В психологии такая улыбка называется «флиртующей». Это микровыражение обычно длится не более секунды. Поймать его практически невозможно. Но Леонардо именно так хотел показать то приобщение к тайне бытия, то чувство, которое было доступно только избранным.
Осложняют восприятие и другие детали. У модели нет бровей, лоб высоко выбрит, кожа бледна. Это своеобразный писк моды XV века. Считалось, что так женщина всё больше напоминает главный идеал — Деву Марию.