Винсент очень высоко ценил это полотно и настолько трепетно относился к нему, что впоследствии отправил своему брату Тео с комментарием: «Храните мой портрет Рассела, к которому я так привязан».
Кроме того, талант Рассела высоко ценили и другие великие деятели искусства. Матисс, например, считал его своим учителем и говорил, что именно Джон Питер объяснил ему теорию цвета. А Моне не раз упоминал о том, как он любил работать вместе с ним.
Джон Питер Рассел появился на свет в обеспеченной семье, отец мальчика был совладельцем инженерной компании в Австралии. Джон родился в Сиднее и до сих пор известен как австралийский художник. Сначала он получил инженерное образование (а как иначе при таком отце?), но затем всерьез занялся живописью, к которой тяготел с раннего детства. После смерти отца он семь лет обучался в лондонской Школе изобразительного искусства Слейда, где его наставниками был ранний импрессионист и мастер офорта Альфонс Легрос. Позднее Джон Питер проходил профессиональную подготовку в Париже у Фернана Кормона, художника-реалиста и великолепного портретного мастера. Как раз в школе у Кормона Джон и познакомился с юным ван Гогом.
Ни для кого не секрет, что ван Гог был тем ещё интровертом и социопатом, сторонился толпы и жил в своём собственном мире. Напряжённый, отстранённый, с холодным взглядом – так описывают его в мемуарах современники. Джон Рассел был совершенным «антагонистом»: веселый, общительный, душа компании.
Противоположности притянулись, когда Винсент похвалил одну из работ сокурсника. И в ноябре 1886 года, во время обучения пленэрной живописи, и был создан знаменитый портрет. Рассел и ранее делал карандашные наброски необычного лица ван Гога, а тогда попросил того позировать ему. Застенчивый художник согласился, польщённый таким вниманием к собственной персоне. Говорят, что позировал рыжеволосый гений в своем лучшем синем костюме, и что этот костюм был в полоску. Но если вы вглядитесь в портрет, то обнаружите только тёмные тона и не найдете никаких полосок: позже Рассел «переодел» свою модель с помощью кистей и красок.
Также ранее на портрете была надпись красным цветом прямо над морковной шевелюрой художника, она гласила: «Винсенту, дружески», но потом кто-то неизвестный ее закрасил.
Интересно, что портрет написан в реалистичной, а не типичной для Рассела импрессионистской манере. Также исследователи отмечают, что ван Гог на этом полотне максимально похож на себя «в жизни». К сожалению, дружеский союз художников длился недолго: Рассел женился и уехал на остров Бель-Иль строить дом, а ван Гог – писать свои знаменитые картины в Арле. Кстати, именно Джону Винсент отправил на оценку свои первые 12 картин, созданных в Арле. А в усадьбе на острове часто гостил упомянутый выше Анри Матисс. Как раз там он и увидел впервые работы неизвестного ван Гога – вот так необычно закручен этот клубок.
Изначально Рассел позиционировал себя как портретист, затем увлёкся пейзажами, маринами и семейными портретами. Следом были эксперименты с акварелью на темы портовой жизни. Джона Питера Рассела называют «потерянным импрессионистом», так как его работы почти неизвестны широкой публике. Всё дело в том, что он получил в наследство от отца приличное состояние и не нуждался в деньгах, поэтому почти не выставлял свои работы в галереях и не пытался их продавать. Кроме того, после смерти любимой жены художник с горя уничтожил 400 своих полотен! К счастью, у Рассела было 13 (!) детей, и одна из дочерей передала Лувру 21 сохранившуюся картину отца. Сейчас они хранятся в музее Родена.
К известным работам художника можно отнести «Бурное море» (1900). Картина очень напоминает произведения ван Гога – те же щедрые импрессионистские мазки, та же цветовая гамма, тот же сюжет.
Другая картина, «Мой вежливый друг» (Mon ami polite, 1900), также чем-то напоминает технику Винсента, а длинными пастельными мазками и небрежно-притягательной схематичностью - Эдгара Дега.
Ещё интересна работа «Белая пастушка с козами» (Bergère en blanc avec des chèvres), выполненная в лиловой цветовой гамме и передающая уникальный стиль художника. А полотно «Буксир на Сене» (Remorqueur sur la Seine, 1887) также написанное в нежной цветовой палитре, и «Рыболов на прекрасном скалистом острове» (Pêcheur à la falaise belle ile, 1900-1904) – возвращают зрителя к любимой автором морской теме.
Умер Джон Питер Рассел в родном Сиднее от внезапной остановки сердца.