Испанский художник Сальвадор Дали (1904—1989) — один из тех, кто больше всех оценил произведения миланского мастера за их необычный метафорический и фантастический характер. Он интерпретировал несколько мотивов мастера эпохи Возрождения в своих собственных произведениях. Когда Дали рисует предметы, которые вытягиваются, раскладываются или преображаются, он поддерживает традицию, начатую Арчимбольдо.
Любимец Габсбургов
Жизнь и большая часть творчества этого художника покрыта завесой тайны. Как молодой миланский художник стал любимцем трех императоров Габсбургов, властителей Священной Римской империи? Произведенный в придворные портретист Арчимбольдо проводит два года на службе у Фердинанда I, выполняя многочисленные портреты императорской семьи, а также свою первую серию "Времена года". Это, безусловно, высокая честь для любого художника и признание его заслуг. Когда в 1564 году император умирает, на трон восходит его сын Максимилиан II (1527—1576). Смена монархов ничего не меняет в жизни Джузеппе, который остается при дворе Габсбургов очень популярным портретистом. Там он оказывается в узком и самодостаточном кругу приближенных к царствующему дому. Как свидетельствует друг художника, иезуит отец Паоло Мориджиа: "Он был одним из тех, кого Максимилиан замечал и уважал, а потом принял к себе на службу за достойное жалованье, одаряя его при этом большой симпатией. Или другое свидетельство Джан Баггиста Ломаццо: "Его так уважали у Максимилиана II, что тот все идеи отдавал на его усмотрение, приспосабливаясь к вкусу Арчимбольдо и одаряя его дружбой".
Организатор дворцовых торжеств
Императорский двор Римской Империи — это своего рода микрокосмос, стремящийся сравняться в великолепии, изысканности и эрудиции с Италией и Францией. Назначенный придворным живописцем, он прослужит Габсбургам двадцать шесть лет.Кроме известности, которую ему принесла живопись, Арчимбольдо прославился и в качестве организатора императорских празднеств. Джузеппе придумывает образы костюмов, масок, развлечений, в том числе к бракосочетанию эрцгерцога Карла Австрийского с Марией Баварской, проходившему 26 августа 1517 года. Он организовывает в садах королевского дворца в Вене большую аллегорическую процессию, в которой принимает участие сам Максимилиан II в обществе императорских сановников и послов. Монарх дефилирует под символами Европы, окруженный "Временами года", в костюмы которых были одеты и командующие его армии.
Благодаря своей неисчерпаемой фантазии Арчимбольдо придумывает очень оригинальные костюмы для императорских торжеств, подобные этому, напоминающему какое-то необычное, фантастическое животное.
Картина "Библиотекарь"
Арчимбольдо стал официальным портретистом императора Максимилиана II в 1562 году. Художник составляет аллегорические портреты из атрибутов, характерных для данной профессии. "Библиотекарь" является одной из серии картин Арчимбольдо, изображающих сановников и лиц из непосредственного окружения императора.
Портрет состоит из книг (тело, голова и волосы), штор для кабинета (одежда) и хвостов животных и перьев (борода). У библиотекаря открытая книга на голове в виде шляпы, его глаза - кольца от колец, как атрибут суетливого хранения драгоценностей. Его борода - это набор перьев (нужно ведь чем-то протирать библиотечную пыль), а остальная часть его образована ошеломляющей кучей книг. Его торс сформирован сложенными стопкой книгами, а лежащая на плоскости рука – это несколько книг большого размера, уложенных так, чтобы имитировать плечо и предплечье. Есть две версии скрытой в портрете персоны. С одной стороны, cчитается, что это портрет Вольфганга Лациуса, гуманиста и историка, который служил императорам Священной Римской империи Дома Габсбургов. Лациус одновременно занимал должность библиотекарь императора и смотрителя императорских коллекций. А с другой стороны, можно признать портрет комичной композицией, метаморфозой, посвященной не тем, кто любит учиться, а скорее материалистам-коллекционерам книг, более заинтересованным в приобретении книг, чем в их чтении. Арчимбольдо, возможно, создал этот портрет, чтобы высмеивать ученых и богатую элиту: поскольку книги в то время были доступны только очень богатым, многие владельцы собирали их как атрибуты статуса, не имея возможности прочитать содержимое своих коллекций.
Искусствоведы спорят, были ли картины Арчимбольдо причудливыми или же были созданием сумасшедшего ума. Большинство ученых придерживаются мнения, что увлечение Ренессансом, загадками и символикой доказывают, что Арчимбольдо на самом деле угождал потребностям искусства своего времени. И это яркий пример великого и уникального таланта Арчимбольдо - маскировать свои объекты в форму человека или маскировать его в форму своих объектов.