К этому библейскому мотиву на протяжении многих веков обращались и художники. О том, каким Апокалипсис представился австрийскому живописцу Эрнсту Фуксу, современнику и другу Сальвадора Дали, далее - в нашей виртуальной галерее.
Эрнст Фукс - основатель Венской школы фантастического реализма
Австрийский художник Эрнст Фукс - выдающаяся фигура современного европейского изобразительного искусства, основатель Венской школы фантастического реализма.
Со своей философией и более чем оригинальным видением действительности, живописец взял за основу своего творчества извечные темы - религию, мифологию и мистику.
Фукс стал известен, когда в конце 1950-х годов создал грандиозное живописное полотно на библейский сюжет «Тайная вечеря», считающееся венцом его творчества. На сегодняшний день картина находится в бенедиктинском аббатстве в Иерусалиме.
Эрнст Фукс считался универсальным художником: он занимался живописью, писал портреты, создавал скульптурные композиции и инсталляции, оформлял оперные спектакли, писал музыку, стихи и философские эссе.
Кроме своего неординарного художественного таланта Фукс прославился и тем, что умел превосходно зaрабатывать деньги, причем не только на своих картинах, но и на почтовых открытках, книгах, дизайне мебели, декоративных тканях - одним словом на всем, чего касалась рука предприимчивого мастера. К слову, свою виллу в Вене мастер оформил по своему вкусу собственноручно и открыл, как частный музей, для всех желающих посмотреть его работы. В 1996 году он проиллюстрировал Библию, которую сам оценил как вершину своего творчества.
Его картины и скульптуры экспонировались во многих странах мира, а в 1993 году была проведена персональная экспозиция художника в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурга. Среди друзей Фукса были Сальвадор Дали и Жан Кокто. К слову сказать, с Сальвадором Дали Фукс познакомился в период своего становления, когда жил в Париже. Выражая свой восторг от увиденных картин начинающего австрийского художника, великий Сальвадор сказал: «Вы — немецкий Дали! Ну, а я испанский Дюрер».
Несколько слов из биографии
Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене, в семье иудея и христианки. Во время второй мировой в связи с «аншлюсом» Австрии гитлеровской Германией отец бежал из Европы. Мать лишили родительских прав, а мальчика — как полукровку — определили в концентрационный лагерь. Чтобы спасти сына, мать пошла на формальный развод, а в дальнейшем крестила ребенка. Таким образом, Фукс, став католиком, придерживался этой религии всю свою жизнь.
Изобразительным искусством будущий художник начал заниматься с ранней юности. После окончания войны поступил в Венскую академию изобразительных искусств в класс профессора фон Гютерсло. Именно в то время он написал картину на сюжет Распятия, которая буквально потрясла современников и дала направление для творчества самому Эрнсту. Окончив, академию, двенадцать лет юный Эрнст прожил в Париже, долго перебиваясь случайными заработками, но именно там, в столице Франции, он получил всемирное признание и имя.
Эрнст Фукс жил и творил с размахом. "Огненный Лис", так называл себя культовый австрийский художник, всю жизнь старательно оправдывал звание бесшабашного и любвеобильного человека. На его счету сотни провокаций и мистификаций в творчестве. А в личной жизни, будучи отцом восьми детей от трех браков, по неофициальным данным - имел их куда больше на стороне. Некоторые источники называют итоговую цифру - 28.
Умер Эрнст Фукс в 85-летнем возрасте от старости в ноябре 2015 года.
Творчество Эрнста Фукса
Фантастический реализм, или сюрреализм в интерпретации «под старину» — уникальное явление в изобразительном западноевропейском искусстве, возникшее в столице Австрии в 1948 году. В его основу были заложены лучшие традиции немецкого Возрождения, а также философское видение мистического и религиозного. У истоков этого течения стояли Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер, благодаря которым этот стиль уже в средине 60-х достиг пика своей популярности.
Оставаясь верным своим идеалам, Фукс на протяжении всей своей творческой карьеры работал в разработанном им новаторском стиле,который он сам называл «фантастическим реализмом». Нужно отметить, что наименование стиля говорит само за себя: в нем воедино слились традиции художественной классической живописи и радикальные современные течения, в частности сюрреализм.
Все работы Эрнста Фукса отличаются яркостью красок и сильными цветовыми контрастами. "Фантазия является частью реальности, - говорит он. - Из нашего мировосприятия стерлось понимание того, что человеческое существо также является продуктом фантазии".
Его работа «Три мистерии святого Розенкранца», созданная для современного католического храма в Вене, поначалу вызвала возмущение и протест у прихожан. Однако постепенно страсти улеглись, и произведения Фукса не только остались висеть в храме, но и стали одной из достопримечательностей австрийской столицы.
«Часовня Апокалипсиса»
Эрнст Фукс — художник особый, со своей философией и оригинальными идеями. Доказательством тому является грандиозный проект которому мастер посвятил два десятилетия своей жизни. Эта монументальная живопись является украшением «Часовни Апокалипсиса» при соборе Св.Эгидия, что в городке Клагенфурт, расположившемся на юге Австрии. Это удивительное творение площадью в 160 квадратных метров, основанное по сюжетам библейских легенд, а также эпизодов из совсем недавней истории человечества, включая даже покорение космоса человеком.
История грандиозной работы началась в 1989 году, после того, как 59-летний художник-австриец в аэропорту Тель-Авива случайно познакомился с соотечественником священнослужителем Карлом Воскитцем. Знакомство перешло в крепкую дружбу, и в течение двадцати лет Эрнст Фукс ежегодно, навещая своего приятеля в его приходе, расписывал масляной живописью часовню при соборе. Как правило, художник тратил два — три месяца в году на эту работу. Завершать росписи мастеру уже помогали ассистенты, так как возраст художника давал о себе знать.
А идея этого проекта родилась буквально за ресторанным столиком в Вене, когда друзья обедали. Эскиз своего будущего творения Эрнст Фукс в несколько минут набросал на салфетке. Кроме того, мастер тут же предложил проект волнообразного пола из знаменитого каррарского мрамора, который якобы «течет» из алтаря.
И теперь прихожане и гости города имеют возможность созерцать фантастический мир, в котором переплелись далекое и совсем недавнее прошлое, образовав собой некую фантасмогорию. «Мир зазеркалья, возвышенных пространств и глубин человеческой души» — так называет творение своего друга Карл Воскитц. Как «устрашающе прекрасное» охарактеризовало его издание Кleine Zeitung.
В этом мире - и архангел Михаил, вонзающий копье в семиглавого дракона, и реактивные самолеты, проносящиеся над землей, и ракета, готовящаяся к старту, и «Титаник», тонущий в океане. Здесь Авраам приносит Исаака в жертву под рев мощных мотоциклов, астронавты, вышедшие в открытый космос и Мадонна с младенцем.
Р.S.
И наконец, хотелось бы отметить, что предвкушать конец света — самое древнее развлечение человечества. Вспомните, сколько раз даже за последних два десятка лет называлась точная дата, предсказывающая Апокалипсис. Недавно была высказана гипотеза о том, что судный день должен наступить 21 июня 2020 года. Эта теория строилась на знаменитом предсказании календаря народа майя. К счастью, и на этот раз Апокалипсис обошел стороной человечество.
Однако тут же возникает вопрос: когда следующий? Предсказывать точную дату, а затем в страхе ожидать его — неблагодарная и глупая затея, так как это занятие может настолько утомить, что когда он на самом деле наступит, то человек скажет: "Конец света. Ну, наконец-то!"
Тему Апокалипсиса в своем творчестве затрагивал и Питер Брейгель Старший в своей картине «Падение мятежных ангелов». О символизме, тайнах и парадоксах этого шедевра, читайте в нашем обзоре.