1. Гербы появились в эпоху Крестовых походов
Существует широко распространённое заблуждение, что гербы появились в XI веке. Якобы когда многочисленные рыцарские армии отправились в Палестину освобождать Святую землю от мусульманского владычества, они столкнулись с необходимостью отличать одного рыцаря от другого. Похожие доспехи и закрытые шлемы приводили к путанице, и проблему решили благодаря ярким и запоминающимся гербам.
На самом деле доспехи XI столетия ещё не закрывали лицо воина полностью, и поэтому нужды в опознавательных знаках не было.
Гербы появились лишь во второй половине XII века, а распространены стали лишь время спустя. Их зарождение связано скорее с турнирами, нежели с войнами.
Турнирные игры, ставшие удивительно популярными по всей Западной Европе, требовали от каждого рыцаря запоминающейся эмблемы, подобной современным символам спортивных клубов. Да и турнирные знаменитости были кем-то вроде популярных спортсменов. Их участия в состязаниях ждали. Посмотреть на бои с участием «звёзд» приходили тысячи зевак.
2. Гербы были отличием знати
В Средние века во многих странах Европы герб вовсе не обозначал принадлежности к благородному сословию, а был не более чем личной или семейной эмблемой.
Удивительно, но в королевской Франции, которую многие считают страной торжествующей аристократии, источники отмечают наличие даже крестьянских гербов. В 1369 году простой пастух Жак ле Бребье пользовался гербом на котором изображались три овцы, ведомые девочкой. Пожалуй, единственным ограничением простонародных гербов был запрет использовать в них изображения рыцарских шлемов и корон — они считались отличительной особенностью эмблем дворянства.
Постепенно, по мере превращения гербов в символ верхушки общества, недворянские гербы стали запрещать. Однако до наших дней сохранились городские гербы, которые были признаком свободы городов, их равенства с феодальными сеньорами.
3. Гербы могли присваивать лишь правители стран — короли, князья или герцоги
Действительно, такая практика сложилась в эпоху Нового времени. Но при зарождении геральдики, в Средние века, никто не спрашивал у обладателя герба, утвердила ли его эмблему высшая власть. Считалось, что право на отличительный знак относится больше к традиции, нежели к закону. И поэтому тот символ, которым пользовались издавна, не нуждается в каком-либо подтверждении королевской грамотой.
Документы на герб появились уже в позднее Средневековье, когда правители за заслуги жаловали подданным дворянские титулы. Вместе с новым социальным статусом новоиспечённый дворянин получал герб, приобщавший его к благородному сословию.
4. Герб — уникальное отличие, присущее лишь одному роду
В Средневековье, когда ещё не было ни гербовых кодексов, ни утверждения гербов высшей властью, часто оказывалось, что один и тот же (или очень похожий) герб используют совершенно разные люди. На это, как правило, закрывали глаза, и столетия спустя такое сходство становилось причиной предположений о родстве, а порой превращалось в предмет рассмотрения в суде.
Правда, это был особый суд — рыцарский. В нём заседали дворяне и герольды, пытавшиеся на основании противоречивых свидетельств и старинных грамот с печатями определить, кто же начал использовать герб первым.
5. Герольды — это такие люди, которые придумывают и рисуют рыцарские гербы
В наше время герольды действительно часто являются ещё и гербовыми художниками. Ведь не всегда можно доверить задачу нарисовать эмблему обычному живописцу, который не знаком с правилами гербовой науки. Но целые столетия герольды были скорее юристами и дипломатами, чем художниками. Их задача — знать по памяти тысячи гербов, историю множества знатных фамилий. И зачастую без справочников, только с помощью памяти, участвовать в рыцарских судах, где решались вопросы о признании благородного происхождения претендентов на рыцарское звание.
А ещё герольды учили, какими землями владеют дворянские семьи, чтобы в любой момент дать своему сеньору справку — откуда происходит рыцарь в его войске или отряде противника, насколько он богат и сколько воинов может привести с собой.
Часто герольды выступали в качестве посланников на переговорах. Так, знаменитая битва при Грюнвальде 1410 года началась с визита к польскому королю тевтонских герольдов, привёзших полякам оскорбительный дар — два меча, чтобы «помочь» им справиться с робостью перед битвой.
6. Гербы всегда рисовались на рыцарских щитах
И это истина только отчасти.
Уже в эпоху зарождения гербов они изображались не только на щитах, но и на рыцарских знамёнах и печатях. Более того, обычно гербы видели именно на знамёнах. Щиты воины доставали лишь в бою, а в мирное время перевозили их у седла в специальном чехле, чтобы защитить от повреждений. А вот гербовые знамёна и хоругви гордо реяли над всяким замком, сопровождали знать в пути, вывешивались в пиршественных залах.
Очень быстро появился обычай украшать гербами хозяев одежду слуг, чтобы каждому было ясно — этот человек находится под защитой знатного сеньора.
В эпоху Ренессанса щиты изменились настолько сильно, что украшать их отличительными знаками стало почти невозможно. Гербовые символы окончательно обосновались на знамёнах, одежде и конских попонах.
7. Чем более сложный и необычный герб, тем более знатен его владелец
На самом деле, всё наоборот. Самые первые гербы были очень простыми: одна, максимум две, фигуры на щите. И это неудивительно — чем проще эмблема, тем легче её запомнить и опознать.
Типичный пример такого знака отличия — щит графов Барселонских с четырьмя красными вертикальными полосами на золотом фоне. Как рассказывает легенда, один из первых графов, будучи тяжело ранен в бою с маврами, прочертил окровавленной рукой четыре полосы на золотом щите, чтобы его опознали среди лежащих на земле. Теперь это отличие графского рода можно увидеть на гербе испанской провинции Каталония.
Многие знатные фамилии до сих пор сохранили гербы, появившиеся ещё в эпоху зарождения геральдики, и эти символы отличаются удивительной простотой, порой даже аскетизмом.
8. Существует геральдический закон «пяти цветов и двух металлов»
Очень часто встречаются утверждения, что гербовая традиция запрещает использовать множества цветов, ограничивая их число двумя металлическими — золотым и серебряным — и пятью обычными: красным, чёрным, синим, зелёным и пурпурным. Но, это не так.
Англичане непринуждённо игнорируют это правило, добавляя к «гербовым» цветам оранжевый и коричневый. Кроме того, на эмблемах начиная с эпохи Нового времени широко распространились фигуры «естественных цветов». То есть покрашенных так, как они выглядят в реальной жизни. Например, человек будет изображён в яркой одежде, а не в виде одноцветного силуэта.
Средневековая геральдика, основанная на простых формах, отвергла бы подобные эмблемы, но в наши дни такие знаки отличия смотрятся вполне естественно, не вызывая недоумения.
Геральдика — это не только наука о прошлом, часть истории, но и живой элемент нашей повседневности. Мы видим гербы в городской символике, на государственных документах и привезённых из путешествий сувенирах. А многие эмблемы и логотипы компаний создаются по правилам геральдики и в подражание средневековым гербам.