Григорий Веревка: великий украинец, с которым собирался спеть Пол Маккартни
576
просмотров
Украинского дирижера и композитора Григория Веревку в советское время знал весь музыкальный мир. Хор его имени с 1943 года с триумфальным успехом распространял среди миллионов поклонников украинскую народную песню. Причем исполнители достигли такого уровня, что с ними пожелал спеть один из участников легендарной ливерпульской четверки – сам Пол Маккартни.

Это сотрудничество не установилось лишь по причине тогдашних ограничений в контактах советских граждан с иностранцами. Записи хоровых песен на пластинках «Мелодия» разлетались моментально. Этот творческий коллектив был единственным в Украине, сумевшим достичь такого успеха. Испания, Австрия, ГДР, Франция, Португалия, Нидерланды, Мексика, Коста-Рика, Чехия, Канада, Монако – это лишь частичный перечень государств, которые радушно встречали гастролирующих артистов хора им. Г.Веревки, как только открылись границы. Всюду артистов сопровождали заполненные залы, «бисовые» овации, благодарные зрители и высокие награды, одна из которых - медаль Всемирного совета мира – вручена хору за содействие в деле мира и дружбы народов.

Трудное детство и консерватория экстерном

Трудное детство и консерватория экстерном Первые хористки выстраивались во втором ряду по причине отсутствия народных костюмов и женской обуви.

У будущего известного композитора и хормейстера Григория Веревки было нищее детство. Родившийся на Черниговщине мальчик рос в семье из двенадцати детей. В таких условиях обучение музыке требовало невероятного стремления и напористости. И Григорий не боялся трудностей, усердно обучаясь пению и овладевая народными музыкальными инструментами.

Любовь к народной украинской песне привила ребенку мать, постоянно напевающая популярные мотивы. С десятилетнего возраста Гриша пел в архиерейском хоре. Уже на тот момент никто не сомневался в одаренности мальчика музыкальным талантом. Высшее музыкальное образование Григорий получал уже после революции, параллельно работая с хоровыми самодеятельными коллективами. Это давало хоть какую-то возможность выжить в голодное время и не расставаться с делом всей жизни.

Конечно, артисты-самоучки не могли соперничать с певцами-профессионалами. Но помимо средств к существованию в тот период Веревка получил ценный организаторский опыт. Руководя разношерстным коллективом простых рабочих, он научился быть руководителем, зажигающим подчиненных и помогающим им поверить в столь маловероятный успех. В 1933 году Григорий Веревка экстерном окончил музыкальную консерваторию и возглавил музыкальную школу, параллельно руководя хором. Многоголосый хор и народная песня так и остались его главным призванием до конца жизни.

Война и певцы в кирзовых сапогах

Война и певцы в кирзовых сапогах Григорий Гурьевич возглавлял знаменитый хор почти до самой смерти.

11 сентября 1943-го Совет народных комиссаров Украинской ССР постановил сформировать Государственный украинский хор из 134 человек: певцов, артистов оркестра народных инструментов и артистов балета. Худруком и главным дирижером был назначен научный сотрудник фольклорного института республиканской АН Григорий Веревка. На тот момент в ходе Второй мировой наступил переломный момент: СССР начал оттеснять фашистов на запад. Хоровой коллектив был направлен двигаться с основными фронтовыми силами и поддерживать патриотической песней боевой дух.

Самых первых исполнителей Веревке в военных условиях приходилось искать буквально на улицах. Бывало, он просто подходил к юношам или девушкам и предлагал прочесть стихотворение или сплясать.

Первый состав из шести миргородских певцов, 16 кобзарей и полтавских бандуристов дают концерт в первый же день взятия советской армией Киева. В зале присутствуют три сотни зрителей. Вместо отсутствующих народных костюмов на артистах разрисованные разноцветными ягодами белые рубашки, кирзовые сапоги и новогодние игрушки вместо бус. Газеты сообщают о срочном наборе артистов, и вскоре без народного хора в Украине не проходит ни одно серьезное мероприятие. Веревка делал свое дело с жаром и невероятным энтузиазмом. Помогала ему супруга специалист хорового дела Элеонора Скрипчинская.

Выступление перед Сталиным, Мао Цзэдуном и Гнатюк в залатанных штанах

Выступление перед Сталиным, Мао Цзэдуном и Гнатюк в залатанных штанах Хор Григория Веревки успешно выступал перед мировыми лидерами.

В 1948 году Веревка приглашает в уже прославившийся в Союзе ансамбль тогда еще просто студента музыкальной консерватории Дмитрия Гнатюка. Тот поначалу отказывается - преподаватель рекомендует талантливому певцу исключительно сольную карьеру. Но Веревке удается склонить перспективного исполнителя на свою сторону. На аргумент Гнатюка о том, что у него нет даже сценического костюма и штаны в заплатках, Григорий Гурьевич парирует: «Ты, главное, выходи и улыбайся, а потом быстро задом за кулисы».

После выступления Гнатюка Веревка принес ему деньги на первый приличный костюм в жизни выдающегося в будущем оперного исполнителя. А уже через несколько недель везет студента в Москву на концерт, посвященный юбилею Сталина. Дмитрий Михайлович вспоминает, как рассмотрел со сцены в ложе Мао Цзэдуна со Сталиным. А после концерта его, даже не завтракавшего, провели в Кремль исполнить лично для Иосифа Виссарионовича несколько украинских народных. После выступления Сталин пригласил перепуганного молодого артиста за стол, а к коллегам Гнатюк вернулся с сумками еды и любимой сталинской Хванчкарой. В ту ночь Гнатюк проговорил с Веревкой до утра, а наутро до них дошла информация, что вождь исполнением остался крайне доволен.

Мировая известность и отзыв Бандеры

Мировая известность и отзыв Бандеры Лестный отзыв о хоре Бандеры мог стоить Веревке карьеры.

В 1952-м у Украинского народного хора появились новые перспективы – возможность осуществлять зарубежные гастроли. Первые же выездные выступления в Польше, ГДР, Румынии и Болгарии отгремели под щедрые аплодисменты. Выступая за границей, хор исполнял народные песни принимающего государства на его родном языке. В итоге к шестидесятым репертуар коллектива насчитывал более 50 песен под авторством 22 разноязычных авторов.

Как-то в 1958-м прославленный украинский коллектив выступал в Брюсселе, где присутствовал Степан Бандера. После занавеса он, не сдерживая своего восхищения, высказался на широкую публику о вкладе Веревки в становление будущего национализма в Украине. Лауреат Сталинской премии и высоких государственных союзных наград вполне мог поплатиться за такой отзыв. Но его заслуги к тому моменту оказались сильнее, и этот эпизод никак не отразился на славном творческом пути музыканта. Из народного хора под руководством Григория Веревки вышли талантливейшие бандуристы и золотые голоса Украины.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится