В музее Эрмитаж находятся 11 чудесных картин итальянского художника Гвидо Рени (Guido Reni, 1575−1642). Особенно известны среди них «Св. Иосиф с младенцем Христом на руках», «Святой Иероним», «Юность Девы Марии» и «Раскаяние апостола Петра». Давайте узнаем о судьбе и творчестве этого удивительного живописца, жившего на рубеже XVI –XVII веков.
Гвидо оказал огромное влияние на европейскую живопись, особенно на стиль позднего барокко. Он был известным художником своего времени. Его картинам часто подражали художники XVII−XIX веков.
Гвидо Рени считается одним из крупных представителей болонской школы живописи, которая активно соперничала с флорентийской. Также в болонскую школу входили Людовико Карраччи, Денис Калверт, Лавиния Фонтана, Доменикино и другие. Популярность художника несколько уменьшилась в XIX веке. Причиной послужила критика ведущего британского искусствоведа по творчеству Викторианской эпохи Джона Раскина, который утверждал, что живопись Гвидо была сентиментальной и ложной. И лишь в 1954 году, после большой выставки работ художника в Болонье, его творчество вновь стало высоко цениться.
Родился Гвидо Рени 4 ноября 1575 года в Больнье в семье музыкантов. В девять лет его отдали учиться живописи к фламандскому художнику Денису Кальваерта, известному как Флайминг. В возрасте 20 лет Гвидо вместе с тремя другими студентами этой мастерской перешли к Людовико Караччи в Accademia degli Incamminati. «Академия для тех, кто делает успехи» была основана в 1582 году и является одной из первых в Италии. Это место позволяло художникам стать творцами, а не обычными ремесленниками как это было ранее. Под ее крышей встречались видные интеллектуалы того времени, такие как доктор Мельхиорр Зоппио, астроном Джованни Антонио Маджини. Гвидо посещал академию до 1598 года, пока не поссорился с профессором Карраччи.
Через несколько лет после этого Гвидо Рени переехал в Рим. Там он работал с Аннибале Карраччи, двоюродным братом своего учителя, считающегося сейчас одним из прародителей барокко. Вместе они расписывали фресками дворец Фарнезе (Palazzo Farnese), один из важных культурных объектов высокого Ренессанса в Риме. Рени стал одним из главных художников в период с 1607 по 1614 год, когда у власти был папа Павел V.
Одним из шедевров Гвидо считается фреска на потолке в большом зале казино, находящегося на территории дворца Palazzo Pallavicini-Rospigliosi. На ней изображен Аполлон в колеснице. Работа выполнена в стиле классицизма и копирует позы людей, изображенных на римских саркофагах. Для этой фрески характерны простота и сдержанность.
В 1635 году Гвидо Рени нарисовал фреску с изображением Архангела Михаила для римской церкви Санта-Мария-делла Консеционе деи Капучини. Работа над ней продолжалась пять лет, а когда была завершена, в народе стали ходить странные слухи. Говорили, что у сатаны, который лежит поверженный у ног Михаила, лицо кардинала Джованни Баттисты Памфиля.
Также художник расписал часовню Паолина Санта-Мария-Маджоре в Риме. После этого он вернулся на родину и создал собственную студию. Среди его учеников были Антонио Ранда, Винченцо Готти, Эмилио Савонанци, Себастьяно Брунетти, Томмазо Кампана, Доменико Мария Канути, Бартоломео Марескотти, Джованни Мария Тамбурино и Пьетро Галлинари.
Художник писал в разных стилях, в чем-то чувствовалось влияние Караваджо, в чем-то - Рафаэля. К сожалению, к 30-м годам XVII столетия художник стал работать «спустя рукава». Дело в том, что он начал играть, и чтобы рассчитаться с долгами стал рисовать быстро и менее качественно.
Темы художник выбирал библейские и мифологические. Двадцать картин сейчас хранятся в Лувре, семь – в Национальной галерее Лондона и одиннадцать - в Эрмитаже.
Одной из самых известных картин мастера считается «Похищение Европы» (The Rape of Europa). Это иллюстрация древнегреческой легенды о прекрасной девушке, дочери фенийского правителя, которую похитил Зевс. Красота Европы свела Зевса с ума, и он пошел на хитрость: обернулся черным быком и подошел к девушке, которая гуляла с подругами в лесу. Европа забралась быку на спину, а тот, воспользовавшись случаем, пустился сначала бежать, а потом даже переплыл море. Только на острове Крит бык остановился и позволил девушке спуститься на землю. В итоге Европа родила Зевсу троих сыновей.
Гвидо Рени изобразил на своем полотне тот момент, когда бык с девушкой плывет через море, направляясь к острову. В правом верхнем углу можно заметить Купидона, который целится своей стрелой в сердце девушке.
Особого внимания также заслуживает картина «Святой Матвей и ангел» (San Matteo e l'angelo, 1635−1640), над которой художник работал около пяти лет в уже зрелые годы своего творчества.
Размер картины 86 на 68 сантиметров, она написана маслом на холсте. Мальчик на ней – это ангел, который диктует Матвею Евангелие. «Тесная» композиция говорит о духовной близости героев этого полотна.
Стоит заметить, что Матвей в исполнении Гвидо Рени воспринимается как живой человек с эмоциями и чувствами, что было новым подходом в изображении святых.
Другие известные работы Гвидо – это «Христос в терновом венце», «Мученичество святого Матвея», «Святой Иероним», «Святой Себастьян» и «Аврора».