Не всякая дисциплина была Фридриху по душе
С детства он обожал солдатов и солдатиков, наблюдения за отработкой строевого шага и других армейских манипуляций, и, тем не менее, в быту он вовсе не требовал от всех окружающих армейской дисциплины. Например, именно Фридрих отменил в Пруссии цензуру. Правда, не отменил цензоров — точнее, не стал увольнять уже существующих, чтобы они не теряли куска хлеба, но работа их теперь состояла только в символическом просмотре текстов, и умершие не восполнялись новыми.
Также Фридрих пригласил для жизни и работы в Пруссии такого вольнодумца и гуманиста, как Вольтер, и открыл в Берлине первую публичную библиотеку, поскольку разделял убеждения философов своего времени о том, что всякое знание должно быть доступно людям. Притом, говоря честно, сам Берлин Фридрих не любил и старался в нём не появляться — это не мешало ему из принципа, ради людей, его благоустраивать.
Ещё одна важная реформа Фридриха — отмена пыток, которые в Европе повсеместно использовались во время следствия по любым делам, уголовным или политическим. Он также гарантировал имущественные права своих подданных — теперь даже он сам ни из каких побуждений не мог конфисковывать их имущество. Он также предпринял немало шагов для того, чтобы Пруссия была правовым государством с судопроизводством, отделённым от исполнительной власти. И всё его реформы в области права были в сторону гуманистичности, а не укрепления абсолютной власти.
В основном требования к дисциплине касались его самого. Он рано вставал, всегда очень умеренно ел и просто (для своего королевского звания) одевался, отводил каждый вечер ровно час на занятия музыкой, постоянно совершенствовал знание языков (владел несколькими европейскими, а также латынью и древнегреческим).
Не сказать, чтобы он был безупречным рыцарем
Фридрих использовал любой повод или любой предлог, чтобы начать очередную завоевательную войну. Когда в Австрии умер император и на троне оказалась его дочь — что по меркам того времени означало, что хозяйство оказалось в руках слабой и беззащитной женщины — Фридрих, не колеблясь, ввёл войска в Силезию.
Он также перед тем ввёл войска в Дрезден, захватив Саксонию, объяснив, что это — превентивная мера против готовящейся российско-австрийской агрессии. В качестве следующей превентивной меры он занял Прагу. Впрочем, как раз в нацистской Германии подобные поводы и предлоги хорошо понимали, но с образом безупречного рыцаря поведение Фридриха, конечно, мало вяжется.
Кроме того, вопреки требованиям времени, в общении с женщинами Фридрих был порой чересчур язвителен, а что касается его успехов, как славного полководца — после первых побед следовала череда разгромов от российской и австрийской армий.
Фридрих увлекался мужчинами
Сохранилось множество свидетельств тому, что Фридрих с юности увлекался другими мужчинами. Его отец издевался над ним, поймав на любви к молодому лейтенанту Кате. Когда Фридрих сам стал королём, его постоянно окружали фавориты. В первую брачную ночь, с грехом пополам лишив девственности невесту, Фридрих ушёл гулять на улицу и потом жены старался не касаться. Впрочем, попытки завязать любовный роман с женщинами у него были, но после очередного, особенно неудачного, король охладел к ним навсегда. Однако жене всегда оказывал уважение: ведь она была королевой.
Более того, Фридрих, будучи писателем (автором нескольких увесистых книг!), написал и опубликовал также анонимно поэму, защищающую любовь двух мужчин. Но, в отличие от своего брата, который с мужчинами сожительствовал откровенно, вёл себя на людях всё же сдержанно и за исключением одного единственного случая не допускал своих фаворитов к государственным делам. А “случаем” был слуга, который в юности скрасил ему дни заключения — Фридриха тогда за гомосексуальность отец надолго наказал затворничеством, впрочем, не догадавшись окружить его горничными. Этот слуга впоследствии был назначен канцлером, что вызвало немалый скандал.
В Сан-Суси, дворце, построенном Фридрихом, его увлечения демонстрировались открыто, но пристойным способом: через античные мотивы. Так, один из фонтанов изображала обнажённого Антиноя. Во дворце была роспись, посвящённая связи Зевса и пастушка Ганимеда, а один из павильонов был украшен барельефами с изображениями знаменитых мифологических мужских пар.
Фридрих исповедовал толерантность
Несмотря на то, что и прежде существовали короли, увлекающиеся мужчинами, их терпимость не распространялась на этносы и религии. Фридрих объявил в Пруссии полную религиозную веротерпимость, включая терпимость к иудеям, и заявил, что если в его государстве появятся мусульмане и язычники, то в стране будут стоять мечети и молельни.
А вот терпимость к этносам у Фридриха выглядела специфично. В отношении евреев и цыган она проявлялась в придании им некоторой профессиональной специфичности. Цыгане продолжали преследоваться, если только не поступали на службу в армии — там они становились полноправными гражданами, и все права получали их жёны и дети. В результате цыгане немецких земель в большинстве своём так или иначе были связаны с армейской службой.
При отце короля у евреев поощрялось предпринимательство, особенно открытие именно фабрик, в то же время, их буквально выдавливали из розничной торговли. Фридрих продолжал эту политику и даже сделал её жёстче, однако послабления получали еврейские предприниматели, поставляющие товары для армии. Таким образом, оба самых распространённых меньшинства Европы в Пруссии могли нормально существовать, только обслуживая армию короля.
Впрочем, несмотря на то, что французы назвали законы Пруссии в отношении евреев людоедскими, не могло идти и речи об одобрении королём убийств и погромов еврейских семей. Мягко говоря, вряд ли бы Фридрих в этом отношении понял государственную политику Третьего рейха.