Среди таких путешественников по параллельным мирам и астралу, а также знатоков человеческих душ, можно назвать имя современного канадского художника, уроженца Англии - Рея Цезаря. Он удивительно шокирующим образом использовал язык искусства, чтобы рассказать зрителю о своих непостижимых фантазиях.
Рассматривая немного странные работы художника, начинаешь понимать, что поистине нет границ его художественному воображению. А ежели учесть тот факт, что автор страдает диссоциативным расстройством личности, то и вовсе приходится лишь искренне удивляться и недоумевать больной его фантазии. Однако если развить эту мысль глубже, то можно прийти к выводу, что безумцы не только умнее, талантливее, интереснее как личности, но и изворотливее и самобытнее.
И сегодняшний герой обзора, Рэй Цезарь (Ray Caesar), — безусловно, один из самых интересных представителей современного сюра в мировом масштабе. Его биография покрыта ореолом таинственности, а внутренний мир наполнен бездной, фонтанирующей сумасшедшими идеями и потрясающими странностями.
Если говорить о работах Рея Цезаря с психологической точки зрения, то специалист в области клинической психиатрии сможет достаточно долго характеризовать автора, глядя только на одну его работу. Но на самом деле все обстоит куда хуже. Цезарь искренне всю жизнь считал и продолжает считать, что был рожден собакой. Удивлены? Да уж, тут не до шуток... И действительно, воспринимать творчество Рея Цезара невозможно без легенды о нем, созданной его то ли бурной, то ли больной фантазией. «Я родился собакой, что несказанно удивило моих родителей. Но вскоре этот неудачный поворот событий был принят в моей семье, и этот факт более не афишировался»,- так Рей трактует ее сам.
Несколько страниц из биографии художника.
Рей Цезар родился в Лондоне в 1958 году. И с детства считал, что он родился с головой собаки. Хотя для окружающих он был обычным ребенком, правда, некоторые считали, что с больной психикой. Он был четвертым и самым младшим из братьев. Старшие, по-видимому, обижали меньшего, потому как его детские воспоминания были весьма не радужными.
Рисовать и делать пластилиновые скульптурки мальчишка начал с раннего детства, и нужно заметить, что весьма успешно. При том использовать для своей живописи бумагу - считал делом скучным. Основой для творчества сорванцу служили стены комнат, мебель в доме, книги и даже куклы, похищая которых у своей сестер он закрывался в комнате, расчленял их и проводил над ними различные творческие эксперименты: разукрашивал части тела краской, дополнял их деталями из жестяной фольги, картона и обрезок газет. Вероятно, поэтому они и стали главными персонажами его полотен в зрелом возрасте.
В одно время он сделал в свой рост чучело и подкладывал вместо себя в постель, когда по утрам сбегал из дому разносить утренние газеты, чем немало пугал родителей. Хотя мальчишке тогда казалось это смешным, отцу с матерью было вовсе не до смеха. Любовь же к ваянию из пластилина зашла так далеко, что Рей даже себе обувь лепил из пластилина, но отец категорически запрещал одевать её на люди. А когда Рей однажды показал свои рисунки школьной учительнице, родителям на школьном собрании досталось по полной, пришлось даже школу сменить.
Его мама рано умерла от рака легких, что еще более усугубило положение подростка в семье. Однажды она пришла к нему во сне, и показав сыну галерею его будущих работ, заверила, что он станет известным художником. После этого случая Рей стал неистово рисовать с утра до вечера, при том не только на стенах, полах и заборах, а и на собственном теле, за что частенько получал выволочку от отца.
Сегодня уже неизвестно, из-за этой ли склонности, или еще почему-то, но у семьи Цезарей со временем возникли непреодолимые разногласия с соседями, знакомыми, школьными учителями, и им пришлось эмигрировать из чопорной Англии в Канаду, где, по-видимому, к людям со странностями относятся более лояльно.
И уж там Рей развернулся на всю катушку, дав волю своей больной фантазии. Только теперь он начал рисовать девочек, тщательно "отполированных" с помощью компьютерной графики и похожих на фарфоровых холодных куколок, а также роскошных принцесс с миловидными личиками в великолепных нарядах и нечеловеческими конечностями, при том лишенных любых оттенков эмоций.
Зато немалый эмоциональный всплеск и шок они вызывали у тех, кто созерцал эти картинки. Девочки Рея были с крысиными хвостами, с невообразимыми прическами на их белокурых головках, с дьявольскими копытцами или щупальцами вместо ножек. А ещё он стал рисовать кошек. Как любая собака, он видел их отвратительными животными. Гадкими, извивающимися монстрами, скалящими свои острые зубы.
И что любопытно, поначалу Рей совершенно не стремился к славе. Он создавал рисунки для себя, не показывая свой сюр никому. А если и вешал их на стены своего дома, то перед приходом гостей снимал и прятал. Так это и продолжалось бы, если молодого художника не стал преследовать один и тот же сон, в котором приходила к нему мать, подавая знаки, истолкованные Реем как напутствие открыть миру свои странные произведения. Успех и признание не заставили себя долго ждать.
Одной из интереснейших страниц жизни Цезаря была его трудовая деятельность в качестве фотографа детской клиники для больных детей в Торонто, где он занимался документированием и фотосъёмкой детских травм. Зачастую это были последствия насилия и жестокости, иногда не совместимых с жизнью. Там Рей наблюдал за страданиями некоторых маленьких пациентов и угасанием их надежды на жизнь. «Моя работа в Госпитале была процессом фиксации всего происходящего – от результатов жестокого обращения с детьми с вырезаний мозгов, до детского героизма, с помощью которого эти малыши пытались договориться с жизнью, – вспоминает Рей, рассказывая о том периоде своей жизни совсем странные вещи, – Я часто возвращаюсь в коридоры этого Госпиталя и понимаю, что мы должны проживать наши мечты ради тех, кто не смог прожить свои».
Почти два десятка лет посвятил Рей работе в клинике, где повидал боль во всевозможных её проявлениях. Но в какой-то момент Рей больше не смог видеть обреченность в глазах маленьких угасающих существ. Он уволился, решив всецело посвятить себя искусству.
И вот уже сколько лет свои работы, похожие на творческие опыты, художник создаёт на компьютере, выполняя их в цифровом формате, от начала и до конца. Он создает 3D-модели в различных программах, используя различную фактуру и составную основу. Создавая каждой модели невидимый скелет, позволяющий фигуркам гнуться, художник вписывает их свой трехмерный мирок, пропитанный духом фантастического сюра. А при помощи света и камер создает тени и рефлексы, имитирующие реальный мир. И как говорит сам мастер, его работа с моделями очень напоминает ему ваяние из глины.
Таким образом, ваяя фантастические сюжеты, Рей населяет их фигурами невинных маленьких девочек, девочек-подростков, юных девушек, одетых в великолепные старинные платья эпохи барокко. На компьютерных картинах мастера они принимают участие в жутких и устрашающе реалистичных сценах, делая странные и необъяснимые вещи. И для убедительности иногда Рей придает им непристойные рискованные позы, что приводит зрителя в замешательство.
Как правило, их лица – бледны, а кожа настолько тонка, что даже видно как под ней по капилярам течет кровь. От этого и выглядят они хрупкими и смертельно больными. У некоторых персонажей вместо конечностей – щупальца, сухие корни или ветви. В общих чертах все, изображаемое художником, несколько нездорово и порочно, но публика, хотя и в шоке, но весьма зачарована.
Художник раскрыл тайну замысла многих своих картин – он пытается создать мир, в котором маленькие божественные существа властвуют над всем и никакая травма и боль не могут причинить им никакого вреда.
В наше время Рея Цезаря многие критики и посвященная публика считают известнейшим сюрреалистом, работающим в технике 3D – моделирования, его без преувеличения можно назвать основателем современной оригинальной ветви сюрреализма. За несколько десятилетий творческого пути в компьютерном дизайне он превратился в классика жанра. Многие кутюрье признают: костюмы, созданные художником для своих персонажей, выполнены на высочайшем мировом уровне. Однако главной особенностью мастера всегда являлась его совершенно непредсказуемая фантазия.
И нужно отметить, что неординарные творения художника, несмотря на некое отторжение, страх и отвращение, безусловно, притягивают взгляд зрителя и заставляют детально рассматривать, картину за картиной, приходя и в восхищение, и в шок одновременно. Об этом говорят многочисленные выставки художника, которые всегда вызывают массу отзывов — как одобряющих, так и резко негативных.
И наконец, хотелось бы сказать, что невзирая на все странности Рея Цезаря, есть в его творчестве работы в которых он изображает совершенно обычных девчушек, способных жить простой жизнью. А вот с эмоциями, по-прежнему туговато.