«Портрет Жанны Самари», Огюст Ренуар
Эта девушка навсегда осталась бы третьеразрядной актрисой, которую зрители запомнили в основном в роли служанок и субреток, если бы не творчество великого французского импрессиониста. Всего Ренуар написал четыре ее портрета, и каждый отличается от другого размерами, композицией, и колоритом. Считается, что в полотне, хранящемся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, художник особенно ярко смог подчеркнуть живое очарование своей модели. Картина была создана в 1877 году, когда юная актриса еще только начинала карьеру в театре Комеди Франсез. На сохранившихся фотографиях девушка предстает перед нами очаровательной, непосредственной, но, возможно, чуть менее загадочной.
«Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе», Амедео Модильяни
Французская художница и модель стала последней музой и неофициальной женой художника Амедео Модильяни. Когда они встретились, ей не было и двадцати двух лет. Вместе пара прожила три года, и за это время Модильяни написал более двадцати портретов Жанны. Друзья описывали ее как нежную, застенчивую, спокойную и деликатную. Именно такую женщину рисовал художник. Насколько сохранившийся фотопортрет соответствует этому образу – каждый судит сам. Конец жизни Жанны был трагическим. Она не смогла пережить гибель любимого и выбросилась из окна на следующий день после смерти Модильяни. Двухлетняя дочь и то, что женщина была беременна, не остановили ее. Родственники Жанны винили великого художника в том, что его гражданская жена дошла до такого состояния и даже не согласились похоронить ее на том же кладбище. Лишь десять лет спустя они дали разрешение на перезахоронение, и последняя муза Модильяни оказалась рядом с ним.
«Золотая Адель», Густав Климт
«Австрийская Мона Лиза» считается одним из самых значительных полотен Климта. «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная» - Адель Блох-Бауэр была одной из представительниц избранного слоя крупной еврейской буржуазии. Ее муж, богатый промышленник, заказав в 1903 году портрет жены, конечно, не думал о том, что это выльется в целую серию картин. Причем, судя по последовавшим за «Золотой Аделью» полотнам «Юдифь» - первой и, особенно, второй, отношения между художником и его моделью перестали быть платоническими. Из-за откровенной, неприкрытой чувственности этих шедевров имя натурщицы было скрыто от общества, однако и непрофессионалу видно, что на всех полотнах изображена одна и та же женщина.
«Елизавета Австрийская», Франц Винтерхальтер
Баварская принцесса, супруга императора Франца Иосифа и императрица Австрии - одна из известнейших фигур в европейской истории. Романтическая история любви, не очень счастливая семейная жизнь и трагическая гибель сделали ее любимой героиней романов, а позднее и фильмов. На портрете знаменитого художника Франца Винтерхальтера, написанного в 1865 году, хорошо видна прическа императрицы – волосы Елизаветы действительно были главным ее украшением. По традиции эту девушку в кино играют красивейшие актрисы, ведь, судя по сохранившимся парадным фотографиям, придворный живописец ничуть не льстил ей.
«Портрет княгини З. Н. Юсуповой», Валентин Серов
Еще одна признанная красавица, которую в начале XX века за невероятную красоту и внутреннюю силу при дворе называли «Сиянием», была самой завидной невестой России. «Руки её просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива». На портрете, ставшем затем одним из самых известных ее изображений, княгине уже 35 лет, она находится в расцвете красоты и женской привлекательности. Интересно, что у современников картина вызвала много критических замечаний: слабыми в нем называли и композицию, и позу дамы. Однако сегодня это полотно, как ни одно другое, доносит до нас невероятную внутреннюю силу этой удивительной женщины, которая до старости вызывала восхищение всех, знавших ее лично.