Импрессионизм – это не только французы: море, солнце и прекрасные женщины испанца Хоакина Сорольи
1,018
просмотров
Когда говорят об импрессионизме, то на ум сразу приходят имена великих художников Мане и Моне, Дега и Писсарро, Ренуара и Сислея. Однако импрессионизм – это не только французы, но и художники из других стран. Сегодня мы познакомим вас с одним из них. Хоаки́н Сорóлья-и-Басти́да (Joaquín Sorolla y Bastida, 1863-1923) признан одним из главных представителей испанского импрессионизма.

У знатоков живописи есть такая шутка: если на картине видишь людей – это Мане, если пятна – Моне, если лошадей и балерин – Дега. Так вот, если на полотне вы видите море и дам в белых платьях и детей рядом с ним – то тогда перед вами Хоакин Соролья-и-Бастида. Разумеется, это не единственный сюжет его произведений, но нельзя не отметить, что тема пляжного отдыха художника особенно увлекала. Об этом говорят уже названия его шедевров: «Время купания», «Валенсия, две девочки на пляже», «Купание. Хавея», «После купания», «Юные амфибии», «На пляже», «Мальчики на пляже», «Сбор мидий», «Прогулка по берегу моря», «Под навесом» и так далее. Помимо сцен летнего отдыха, Соролья рисовал рыбаков и их будни: ловлю тунца, обеды на лодке, конец рабочего дня, рыбацкие сети.

Хоакин Соролья-и-Бастида | Прогулка по берегу моря, 1909 и На пляже
Хоакин Соролья-и-Бастида | После купания, 1908; Мальчики на пляже, 1908 и Под навесом, Сараус, 1910
Хоакин Соролья-и-Бастида | Валенсия, две девочки на пляже, 1904
Хоакин Соролья-и-Бастида | Время купания
Хоакин Соролья-и-Бастида | Время купания, 1905
Юные амфибии, 1903

По традициям импрессионизма, Хоакин писал все свои картины на пленэре. Но в отличие от коллег его работы отличались более масштабными размерами. Полотна Сорольи характерны также более чёткими, чем у других импрессионистов, мазками и большим натурализмом в изображении людей. Но во всех работах мастера, согласно требованиям стиля, изобилие света и воздуха. Работал художник быстро и много - он оставил потомкам более 2000 картин. За такую «производительность» его в шутку даже называли сумасшедшим трудоголиком.

Хоакин Соролья родился в Валенсии 27 февраля 1863 года. В раннем детстве он остался сиротой и вместе с сестрой рос и воспитывался в семье тёти. Её муж, слесарь, хотел, чтобы мальчик пошёл по его стопам. Но после того как он заметил способности Хоакина к живописи, с надеждами пришлось расстаться. В 14 лет юный художник стал посещать уроки рисования при Школе ремёсел, а в 15 дядя подарил ему набор красок и отправил учиться в Школу изящных искусств. Образование в этом заведении была слишком дорогим для семьи обычного слесаря, и чтобы оплачивать его Хоакин вскоре стал писать картины на продажу. Одну из его работ купил владелец антикварной лавки. Позже туда зашёл известный фотограф. Ему понравилась работа юного мастера, и он стал опекать его и оплачивать обучение. Интересно, что в результате этого покровительства Соролья нашел счастье не только в искусстве, но и в личной жизни: спустя годы он женился на дочери фотографа.

Хоакин Соролья-и-Бастида | Клотильда, сидящая на софе, 1910 и Клотильда прогуливается в садах Ла-Гранхи, 1907
Хоакин Соролья-и-Бастида | Клотильда и Елена на камнях в Хавеа, 1095
Хоакин Соролья-и-Бастида | Клотильда на пляже, 1904

Клотильда Гарсиа дель Кастильо была не только женщиной, которую художник любил до конца своих дней, но и его музой и одной из любимых моделей. На многих картинах мастера мы можем увидеть её прекрасные черты.

Известность Хоакин Соролья снискал благодаря социальным темам, которые воплощал в своем творчестве. Первую серебряную медаль он получил в 20 лет на выставке в Мадриде в 1884 году за работу «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» (Defensa del Parque de Artillería de Monteleón,1884).

Хоакин Соролья-и-Бастида | Оборона артиллерийской батареи Монтелеона, 1884

В настоящее время она хранится в Библиотеке-музее Виктора Балагера, Vilanova i la Geltru. Картина написана маслом в стиле реализм на историческую (батальную) тему. Примечателен её большой размер: 400 на 580 см. Художник признался, что специально делал полотно таким масштабным, так как в то время монументальность пользовалась большим успехом. Сюжет тоже был выбран неслучайно:

«Чтобы стать известным и получить здесь медаль, нужно изображать мертвецов», − сказал как-то Хоакин своему другу.

В 22 года Соролья получил грант на учебу в Риме от правительства Валенсии. Поводом для поощрения послужила новая работа на историческую тему: на картине «Призыв эль Паллетера» (El grito del Palleter, 1884) изображен один из моментов наполеоновской войны в Валенсии. Она уже скромнее, чем предыдущая: всего 152 на 202 сантиметра.

Хоакин Соролья-и-Бастида | Призыв эль Паллетера, 1884

Возникает вопрос: почему никому неизвестный Паллетер стал героем картины, и что он кричал? «Паллетер» (от pallete – поддон, в который наливали горючее) – таким было прозвище поставщика горючих материалов Висенте Доменека, который однажды вышел на площадь со знаменем в руках и крикнул: «Бедный поддонщик объявляет войну Наполеону!»

За картину «Другая Маргарита» (Another Marguerite, 1892) он получил первую золотую медаль на выставке в Мадриде и занял первое место на Чикагской международной выставке. Сюжет картины – современная интерпретация судьбы одного из персонажей «Фауста» Гете, Маргариты (или Гретхен).

Хоакин Соролья-и-Бастида | Другая Маргарита, 1892

После всех этих историческо-художественных полотен Соролья написал несколько работ на более «земные» сюжеты: картины «Белые рабыни» (Trata de blancas) и «Возвращение с рыбалки» (La vuelta de la pesca, 1894). Публика приняла их с восторгом. После этого художник и начал писать те самые «морские истории», о которых мы рассказывали выше.

Хоакин Соролья-и-Бастида | Белые рабыни, 1884
Хоакин Соролья-и-Бастида | Возвращение с рыбалки, 1894

Но Хоакину было неинтересно работать в заданных рамках, он искал новые темы и пути самовыражения. Так появился ещё один цикл его картин, темой которых стали научные исследования.

Хоакин Соролья-и-Бастида | Портрет доктора Симарро с микроскопом, 1897
Хоакин Соролья-и-Бастида | Научное исследование, 1897

Особенно известны «Портрет доктора Симарро с микроскопом» (Portrait of Dr. Simarro at the microscope, 1897) и «Научное исследование» (Research, 1897). На них он запечатлел лабораторию своего друга Луиса Симарро.

 Отточив кисть на этих сложных полотнах, художник увлекся импрессионизмом. Больше никаких кровавых сцен и мрачных композиций - только свет и солнце родного края, блики на воде, светлые одежды героев картин и торжество цвета, света и воздуха.

Хоакин Соролья-и-Бастида | Пляж в Валенсии, 1908
Хоакин Соролья-и-Бастида | Купание коня, 1909
Хоакин Соролья-и-Бастида | Дети на пляже, 1909
Хоакин Соролья-и-Бастида | Морская идиллия, 1908
Хоакин Соролья-и-Бастида | Поиск моллюсков, 1905
Хоакин Соролья-и-Бастида | Полдень на пляже в Валенсии, 1904
Хоакин Соролья-и-Бастида | Три паруса, 1903
Хоакин Соролья-и-Бастида | Юный рыбак, 1904
Хоакин Соролья-и-Бастида | Сбор мидий, 1919

Хоакин Соролья-и-Бастида отдал своё сердце лёгкости и недосказанности «живописи впечатлений». Он прокомментировал это так:

«…Чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее»

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится