Живописцы же 19 столетия черпали вдохновение для своего творчества не только под куполом цирка, в атмосфере праздника и чудес, а и в изнурительных репетициях цирковых артистов, в их закулисной жизни.
Цирк - это не только праздник, а и тяжелый труд посвятивших себя цирковому искусству людей. Поэтому образ цирка в художественных произведениях мастеров живописи так многогранен и многолик.
Немного истории
История цирка, впрочем, как и театра своими корнями глубоко уходит в прошлое. Человечество всегда любило различного рода развлечения. К примеру, в древней Греции существовали гонки колесниц, в Китае - «человек-змея», в Египте - дрессировщик диких животных. Со временем в Риме появилась идея объединить все эти развлечения в цирке - архитектурном сооружении, имеющем круглую арену, для развлекательных зрелищ с конными и акробатическими номерами.
На фресках и амфорах найдено множество древнейших изображений, где видно, что античные артисты мастерски владели искусством акробатики, жонглирования, атлетики, эквилибристики и вольтижировки на лошадях. К тому же запись об этих видах искусства сохранились на старинных папирусах, где можно даже увидеть чертежи, исполняемых циркачами, трюков.
Древнеегипетские жрецы при помощи различных приспособлений творили "чудеса", в наши дни называемые иллюзией. К примеру, уже по тем временам они могли совершать трюки под сводами храмов, представляя внезапно зрителю статуи богов или священный огонь на жертвенниках. Тонкости этого таинственного искусства жрецы из века в век передавали своим преемникам.
В древнегреческом папирусе, датированным от 2900-2600 годами до нашей эры речь идет о фараоне Хеопсе и его фокуснике и дрессировщике, который умел "отрезать" у гуся голову и снова "приращивать". А в захоронениях, совершенных в 3000 году до нашей эры найдены жонглерские мячи из сухой кожи, набитые травой.
Цирковое искусство современного типа впервые возникло во Франции в 18 столетии, его создателями были отец и сын Астлеи. Их приемниками стали итальянцы Франкони, которые ввели в программу еще и пантомимы, а немногим позже - борьбу различных животных между собой. Со временем популярность цирковых представлений, выйдя за пределы Парижа, быстро распространилась по всей территории Европы. К тому же в конце 19 века в цирке весьма популярны стали дрессировщики диких животных. Этот жанр является самым востребованным вплоть до недавнего времени.
"Медвежьи потехи" на Руси
По мнению многих искусствоведов цирк на Руси взял свои истоки из выступлений скоморохов и ярмарочных балаганов. Весьма популярны в России были "медвежьи потехи", где мишки забавно пародировали повадки людей. Эти медвежьи комедии стали излюбленным сюжетом народного лубка в 18 веке. А одним из первых изображений амфитеатра являются фрески Софийского собора в Киеве, датируемые 11 столетием, где изображены пляшущие скоморохи, музыканты и эквилибристы, балансирующие на шесте.
Многоцветие цирковых представлений и закулисная жизнь актеров в живописи 19 века
Художники всех стран и разных эпох никогда не обходили эту тему стороной, ибо цирк и по сей день является ярчайшим событием в жизни и больших городов, и маленьких селений; и в жизни детворы и взрослого населения.
Первым известным художником, изобразившим выступление фокусника, манипулирующего шариками и стаканчиками, был Иероним Босх в картине "Фокусник" (15 век.)
Акробатическое, жонглерское, иллюзионистическое, гимнастическое искусство, одним словом - цирковое мастерство, привлекало художников и скульпторов возможностью отразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений в красках и в камне.
Выступления странствующих артистов, канатных плясунов, атлетов, акробатов, жонглеров мы видим на множестве полотен, однако особый интерес мастера кисти испытывали к дрессированным животным.
Искусство магии, невероятных трюков и потрясающих постановок – вот, что заключает в себе сегодня современный цирк, поражающий масштабностью и красочностью. В нем уживается всё – и клоунада, и пантомима, и акробатика, и эквилибристика, и иллюзионизм и дрессура.
Однако в последние годы во многих цирках мира из-за давления общества "зеленых" артисты вынуждены отказаться от дрессуры "братьев наших меньших", так как обучение животных каким либо трюкам - подобно пытке. И, как правило, цирковые питомцы умирают достаточно рано от многочисленных болезней и разрушенной психики.
Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Кипр, Латвия, Нидерланды, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия и еще около двадцати стран мира уже запретили использования животных в цирке.