История русских поздравительных открыток на Рождество и Новый год
815
просмотров
«Возьмешь кусочек души, положишь его в конверт и бросишь в другую душу – ждущую, мятущуюся…» — написала о рождественских открытках еще до революции русская поэтесса Тэффи. Наверное, в каждой семье сохранились красочные картонки с поздравлениями, с пожеланиями мира, счастья и здоровья.

Неважно, кто первый

Неважно, кто первый

В Россию традиция обмениваться поздравительными открытками пришла из Европы. Французские и британские историки спорят, кто первым придумал рисовать картинки на картоне с пожеланиями. Но в широкий обиход рождественская открытка пошла благодаря обыкновенному английскому чиновнику сэру Генри Коулу.

В 1843 году он попросил художника Джона Хорсли нарисовать три поколения семьи, сидящих за праздничным столом, и разослал близким людям. Идея лондонцам понравилась, было отпечатано 4100 экземпляров, которые распродали все до единого. Но дальше дело не пошло.

Тем временем в 1869 году Австро-Венгрия первой вводит «корреспондентскую карточку» как официальный атрибут почтовых отправлений. И здесь англичане вспомнили о картинке с надписью «Веселого Рождества и счастливого Нового года!», разработанной еще два десятилетия назад. Этот дизайн одним из первых пошел в массовое производство на Туманном Альбионе.

А теперь и в России

А теперь и в России

Любопытно, что наибольшую популярность поздравительные открытки получили в Германии. Отсюда мода покатилась на восток через Польшу и Прибалтику.

В 1870-х годах на родине Гетте существовали издательства, специализировавшиеся на почтовых карточках. Ими же выпускались открытки на экспорт, значительная часть которых шла в Российскую империю. На них, впрочем, частенько рисовали совершенно нехарактерные для нас образы. Например, на открытках «С Новым годом!» рисовали свинок с деньгами. А на рождественских – гномов, по скандинавским мотивам.

Существовали открытки не только типографические, но и хромолитографические, и фотографии, расписанные вручную. Размеры тоже были отличны он наших: не стандартные 10 x 15 или 15 x 20 сантиметров, а гораздо миниатюрнее – 7 x 10. Классические для нас темы заснеженной зимы и Деда Мороза не были в ходу.

Сами с усами

Сами с усами

В Российской империи импортные открытки стоили дорого. При этом покупали их охотно. Удивительно, но несмотря на очевидную прибыльность бизнеса и несоответствие привычным россиянам тематикам, собственные карточки появились только в 1898 году. Причем выпустили их не коммерсанты, а благотворительная организация, которая надолго стала локомотивом этого направления искусства.

В Санкт-Петербурге для сбора средств нуждающимся Община св. Евгении издала серию из 10 открыток по эскизам акварельных рисунков питерских художников. Организация вела попечительскую и просветительскую деятельность. Сначала она издавала книги, а с 1898 года приступила к выпуску иллюстрированных карточек на собственном печатном оборудовании.

Члены попечительского комитета первыми придумали выпускать художественные открытки-репродукции с картин именитых художников.Также ряд специалистов рисовал эксклюзивные сюжеты. Общество св. Евгении привлекало таких мастеров, как Бем, Билибин, Бенуа, Добужинский, Бакст, Сомов и других.

Также издательство публиковало этюды к картинам за авторством Маковского, Репина и других. Художников, в свою очередь, на сотрудничество вдохновляло высокое качество полиграфического исполнения их картин.

Художественный образ

Художественный образ

В отличие от сегодняшнего дня, в России до революции на открытках частенько изображался не классический Дед Мороз со Снегурочкой, а Рождественский ангел, Рождественский или Святочный Дед: именно они на картинках приносили подарки. Были изображения, где Дед не с подарочком приходит, а с розгами. Мальчик в слезах, но поделом: за то, что плохо весь год себя вел, придется ответить. Популярны били рисунки детей ангельской внешности, а также веселые компании на фоне церквей.

История открыток в СССР

История открыток в СССР

После революции отношение к душевной традиции резко изменилось. Поздравительные карточки посчитали проявлением буржуазного образа жизни. Последние экземпляры изданы в 1918 году.

Что характерно, обструкции подверглись не только религиозно направленные рождественские, но и вроде бы политически нейтральные новогодние открытки. Одновременно гонениям подверглась традиция ставить и наряжать елки.

Оттепель наступила только в середине 30-х. В канун 1936 года в Кремле состоялась первая в Стране Советов новогодняя елка с Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой. К тому периоду относится и возвращение открыток. Но не рождественских, а только новогодних.

Любопытно, что художники осознанно или подсознательно продолжали тиражировать прежние образы. Например, многоконечную Вифлеемскую звезду легко узнать в пятиконечной красной советской звезде, венчающей елку. Также можно было увидеть Деда Мороза, несущего на руках младенца, символизирующего приход Нового года. Чем не отзвук Рождества?

Впрочем, чаще всего добродушный дедушка примерял на себя роль сталевара и космонавта, укладывал шпалы на БАМе и развозил почту. А вместо ангелочков его окружали зверюшки или веселые пионеры.

Если посмотреть на современные открытки, кажется, что в них пропал дух наивности и романтизма, светлой тоски и предвкушения чуда. Но это не так. Просто мы остались прежними, а мир семимильными шагами идет вперед, рождая новые традиции.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится