Российская империя, война и семейная жизнь
Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, осужденный за проведение революционной агитации, был сослан в Майкоп, где и прошло детство будущего драматурга. В 1914 году Евгений отправился в Москву и поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А.Л. Шанявского, позже перевелся в Московский университет. Спустя два года Шварц был призван в армию и произведен в юнкера, и после Октябрьской революции вступил в ряды Добровольческой армии на юге России.
Шварц был одним из участников Ледяного похода на Екатеринодар (современный Краснодар), получил ранение и после госпиталя был демобилизован. Его дальнейшая жизнь была уже непосредственно связана с театром – он принимал участие в постановках ростовской «Театральной мастерской», гастролировал с небольшими театрами, даже женился на актрисе – Гаянэ Халайджиевой (на сцене – Холодовой). Этот брак, однако, закончился в 1929 году уходом Шварца из семьи, где недавно родилась дочь, к Екатерине Обух, второй и последней жене писателя. «И я чудом ушел из дому. И стал строить новый. И новее всего для меня стало счастье в любви. Я спешил домой, не веря себе. До тех дней я боялся дома, а тут стал любить его. Убегать домой, а не из дому»- писал он в воспоминаниях. Позже Шварц признавался, что 1929 год стал, возможно, единственно счастливым периодом его жизни – несмотря на то, что его карьера литератора набирала обороты и производила впечатление настоящего успеха.
Очерки, рассказы и пьесы
В 1923 году Шварц отправился отдыхать на Донбасс со своим другом Михаилом Слонимским, и там обоих пригласили поработать в газете «Всероссийская кочегарка». Вначале Шварц лишь обрабатывал письма читателей, но незаметно для себя стал превращать очерки в небольшие рассказы, которые пользовались у читателей большой популярностью. В 1924 году появился на свет его «Рассказ старой балалайки» - произведение для детей о большом наводнении в Петербурге столетней давности. «Рассказ» напечатали в детском журнале «Воробей». Позже Шварц печатался в журналах «Чиж» и «Еж», где стал постоянным сотрудником. Бианки, говоря о «прекрасных рассказах» Шварца в детских журналах, сетовал, что «никто не подумал о том, чтобы эти рассказы издать отдельной книжкой».
«Серьезная» же проза началась с пьесы «Ундервуд», которую в 1929 году поставили в ТЮЗе. Режиссер и актеры, а за ними и зрители безошибочно узнали в произведении «советскую сказку» - одну из многих, вышедших впоследствии из-под пера Шварца.
Так и повелось, что почти каждое написанное Шварцем произведение попадало в печать либо ставилось на сцене, за исключением лишь немногих, таких как «Дракон», который был запрещен цензурой и был поставлен только в 1962 году, уже после смерти автора.
В тридцатые годы Шварц пробовал себя в разных направлениях – в том числе в написании сценариев для фильмов, и на свет появились «Товарный 717», серия фильмов о Леночке, «Доктор Айболит» и другие картины.
Советский сказочник
В 1931 году, когда ряд детских писателей оказались под арестом по обвинению в контрреволюционной деятельности, однако напрямую эти события Шварца не затронули. Сам он предпочитал уходить от любого рода конфликтов, на вопросы о литературной деятельности любил отвечать: «Пишу все, кроме доносов».
Действительно, писал он в разных, казалось бы, жанрах, но все же с именем Шварца связано прежде всего явление сказочной советской прозы. Зачастую в текстах Шварца не происходит ничего чудесного, реплики персонажей – самые простые, обстановка, в которой разворачивается действие – в целом привычная и знакомая читателю. И несмотря на это Шварц в мировой литературе – именно сказочник. Это стремление смешивать чудо и обыденность, как в детстве, он пронес сквозь все свое творчество.
Великая Отечественная война застала Шварца в Ленинграде, и несмотря на первоначальный отказ от эвакуации, он все же вылетел с женой в Киров, где в тяжелых условиях принялся налаживать быт. Литературную деятельность он не прекращал – за время войны были написаны несколько новых пьес, включая «Под липами Берлина», которую он создал совместно с Михаилом Зощенко. В 1945 году был написан сценарий к фильму «Золушка», в котором снялась Янина Жеймо. Всего за свою жизнь Шварц написал 22 пьесы, 12 сценариев к фильмам и множество произведений в стихах и прозе.
Шварц умер в 1958 году. По странному совпадению в этот же год ушли из жизни его друзья и соратники по ремеслу – Николай Заболоцкий и Михаил Зощенко. В воспоминаниях своих современников Шварц остался добрым – без излишней жалостливости – творцом, простым, но проницательным, скромным, но при этом откровенным.