Первые кабинеты редкостей
Первоначально кабинет редкостей, или кунсткамера, представлял собой шкафчик, в котором хозяин хранил забавные, удивительные или уникальные вещицы.
Коллекционированием увлекались еще в древности – например, китайские правители или римский император Август слыли увлеченными собирателями диковин. В нашу эру периодом начала создания коллекций считается эпоха Возрождения, когда интерес человека к окружающему миру стал основной движущей силой развития Европы. Открытие новых земель и их колонизация приводили и к вывозу в Старый Свет многочисленных вещиц и предметов быта других народов, а кроме них собирали драгоценные камни и ювелирные изделия, монеты, медали, рукописи, инструменты различного назначения – все, что могло занять свое место на полках кабинетов. Первоначально представляя собой настольные шкафчики, кабинеты постепенно становились все больше, и позже это название распространялось уже на всю комнату, где хранились собрания.
Свои коллекции создавали прежде всего ученые, которые в процессе научных поисков становились обладателями открытых и описанных ими редких растений, минералов. Одним из первых владельцев собрания редкостей стал итальянский ученый Улиссе Альдрованди, чей вклад в историю науки выражен не только в составленных гербариях, но и в огромном – до 11 тысяч – количестве зарисовок, сделанных в процессе изучения растений. Огромная для 16 века коллекция «отца естествознания» была позже передана для демонстрации и изучения в различные музеи.
Коллекции и коллекционеры
Специализация коллекционеров приводила к появлению, например, собраний скелетов и мощехранительниц, или предметов, привезенных из Африки и Южной Америки, а также найденных при раскопках на территории античных госудрств.
Заморскими находками был наполнен дом Атанасиуса Кирхера, ученого-полимата, чья коллекция позже была объединена с собранием редкостей Альфонсо Донини и получила название «Кирхерианум», став уже полноценным музеем.
Мода на собрания диковинок достигла расцвета в 17 веке, оставаясь, впрочем, привилегией богатых и знатных сословий. Коллекционированием увлекались многие представители правящих родов Священной Римской Империи – герцоги Вюртембергкие, курфюрсты Саксонии. Эрцгерцог Австрии Фердинанд II, знаменитый покровитель искусств, был обладателем двух десятков шкафов в нескольких комнатах замка Амбрас. Эта коллекция произведений живописи, скульптур, ювелирных украшений и разных видов оружия доступна для ознакомления и в настоящее время.
Кабинеты редкостей пользовались огромной популярностью в Голландии – ряд художников не раз обращались к изображению содержимого таких кабинетов – в частности, Ян Брейгель-старший, автор картины «Аллегория зрения», фигуры на которой написал другой заядлый коллекционер – Питер Пауль Рубенс. Этот гениальный художник собирал в своем доме в Антверпене картины, скульптуры, предметы мебели, гобелены, которые не сохранились в виде единой коллекции, а были распроданы или утеряны после смерти Рубенса.
Кунсткамера Петра Первого
Российский император Петр Первый не избежал этого увлечения, загоревшись во время своего путешествия по Европе в 1697 году идеей создания собственной кунсткамеры.
Первым экспонатом коллекции стала береза, вросшая в ствол другого дерева. Петр создавал коллекцию необычных предметов на протяжении многих лет, в том числе собирая диковинки по разным областям России. В 1714 году «государев кабинет», или Кунсткамера, был размещен в Людских палатах при Летнем дворце. В 1717 году во время второго путешествия в Европу Петр приобрел для Кунсткамеры обширную коллекцию голландского аптекаря, ученого и собирателя Альберта Себа. В подарок российскому императору был передан и уникальный Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий диаметром больше трех метров, почти полностью сгоревший при пожаре в 1747 году.
В 19 веке Кунсткамера насчитывала уже такое огромное количество экспонатов, что их было решено поделить на отдельные коллекции, ставшие самостоятельными музеями – Зоологическим, Ботаническим, Анатомическим, а также Мемориальным музеем Петра Первого.
Зародившись благодаря стремлению человека открывать мир, коллекционирование редких вещиц и экспонатов в настоящее время приняло еще одно направление – развлечь зрителя, создать определенную атмосферу, что находит применение в дизайне интерьеров и украшении комнат стилизованными под старину шкафами-кабинетами.