Интересно, что ни об истории происхождения целого народа, ни об этимологии слова «кагот» у ученых сегодня нет единого мнения. Есть несколько версий, и каждая рисует совершенно иную картину. Возможно, что название происходит от выражения «canis gothus» – «готская собака», и этот народ – потомки древнегерманских племен, осевших случайно на чужих территориях. Может быть, каготы были потомками мавританских солдат, оставшихся после вторжения мусульман в Испанию и Францию в VIII веке. Несмотря на то, что они приняли христианство, общество не доверяло им.
Однако такие теории не объясняют, почему к каготам относились как к настоящим неприкасаемым, и многие исследователи выводят происхождение термина из такого слова как cafo – «прокаженный». Есть и более мирная «экономическая» версия – возможно, что каготы были гильдией плотников и пострадали из-за слишком успешного ведения дел. Так или иначе, но начиная с X века в документах находят упоминания о об этом «особенном» народе.
За последние 200 лет о каготах почти забыли, но, тем не менее, народная память в Пиренеях все еще хранит страх и презрение, которые «добропорядочные христиане» испытывали к этим людям. Масса суеверий, которые приписывали целой нации проказу и зловоние, привели к настоящему остракизму. Для каготов существовало множество запретов: на вступление в брак с «нормальными» гражданами, на выбор профессии, на купание в тех же водоемах, что и другие жители, на касание голой рукой парапетов, перил и даже святой воды в церкви – кропильница со святой водой у каготов была своя, а причастие священники подавали им на длинной ложке.
Можно было бы, наверное, не верить подобным легендам, если бы не интересные исследования: в 60-ти старинных церквях в Пиренеях действительно существуют отдельные входы с надписями «Cagot», а старые кладбища этого народа всегда находятся за пределами освященной территории. Кстати, никаких паталогических изменений костей при раскопках захоронений ученые не обнаруживают, так что приходится сделать вывод: каготы не были прокаженными или больными, и все правила против них были простыми суевериями.
Однако правила были так строги, что в определенных местностях каготам даже запрещалось ходить по земле босиком. От этого пошел миф, будто бы у них перепонки между пальцами, и несколько сотен лет эти люди могли появляться среди обычных граждан только с нашивками на одежде в виде красных гусиных лап.
Есть упоминания об этой несчастной нации и у Франсуа Рабле. В сочинении «Мелодия острова» он показывает каготов как пораженных холерой гарпий. А в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» есть описание Телемского аббатства, на двери которого есть надпись, запрещающая вход «лицемерам, фанатикам и каготам». Известно, что особенно презрительно к этому народу относились в Гаскони и предгорьях Пиренеев.
Сохранилось несколько противоречивых свидетельств о внешнем виде каготов. По одним описаниям, это были коренастые темноволосые люди, по другим – наоборот, светловолосые и голубоглазые. Интересно, что всегда упоминаются некоторые физиологические особенности, которые, якобы, отличали этих людей от «нормальных»: слишком высокая температура тела, маленький рост и отсутствие мочек ушей – своеобразная «круглоухость».
Селились каготы на тех землях, где не хотел жить никто – либо пригороды, подальше от остальных горожан, либо болотистые, неплодородные местности. Профессии им доставались тоже «непрезентабельные», связанные со смертью: согласно легендам и поверьям, они могли работать только могильщиками и гробовщиками, строили помосты для казни и плели веревки. По сохранившимся более поздним данным, каготы действительно занимались в основном плотницкими работами и даже построили немало храмов, в которые их затем пускали только через отдельный вход и при соблюдении всех правил.
Конец этой нации связывают с Французской революцией. Чуть позднее официальные законы о гонениях были отменены, а во время беспорядков и разграблении архивов большинство каготов, судя по всему, специально уничтожили списки со своими именами. Так эта нация постепенно исчезла. Произошло это мирным путем, каготам постепенно удалось ассимилироваться, и сегодня большинство потомков этого забытого народа отказываются называть себя так же, как звали когда-то их предков и предпочитают не вспоминать о прошлом.
Стать «неприкасаемыми» можно по разным причинам. В Индии, например, существует особый «третий пол» - каста неприкасаемых, которую одновременно боготворят и опасаются