Как «Демон сидящий» отправил Михаила Врубеля в психушку
1,254
просмотров
Тема Демона является сквозной во всем творчестве М. А. Врубеля. Талантливый мастер отражал свое мировоззрение и отношение к происходящим событиям с помощью кисти и красок. Искусство – вот, что было для него светом. А что же является светом для героя его картины «Демон сидящий»? Есть ли шанс у падшего ангела получить прощение, по мнению автора работы?
«Демон сидящий», 1890.

М. А. Врубель был рожден весной 1856 года в Омске. Уже в самом детстве мальчик проявлял склонность к изобразительному искусству, что, однако, не помешало его отцу отправить одаренного сына обучаться юридическим премудростям в Санкт-Петербург. Огромное влияние на будущее становление Михаила как художника оказал талантливый композитор – М. П. Мусоргский. Осознав, что юриспруденция не его призвание, Врубель сразу по окончании университета зачислился в Академию Художеств, вследствие чего испортил отношения с отцом. Художник обогащался знаниями заграницей, однако творить хотел на Родине.

Благодаря меценату Мамонтову Врубель был обеспечен заказами. В 1891 году художник был удостоен уникальной возможности проиллюстрировать произведения М. Ю. Лермонтова. Другими словами, Врубель мог продолжить заниматься давно мучавшим его образом Демона. Тем не менее, картина «Демон сидящий» была написана им ранее – в 1890 году.

«Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, 1890

Часами сидя над своими «демонами», Врубель стал раздражительным, его поведение перестало быть нормальным. Мастера в состоянии маниакального возбуждения доставили в психиатрическую больницу. Врубелю казалось, что он Христос, Пушкин, Российский император. Ему чудились миллионы голосов, картины жизни в эпоху Возрождения, работа с Рафаэлем и Микеланджело. Врачи диагностировали поражение нервной системы.

Всеобщее признание настигло художника в безрадостные моменты жизни.

Набирающая силу болезнь изменила мастера, вытянула его жизненные силы. Он замкнулся в себе, стал молчаливым, покорным. Угнетающе медленно тянулся для ослепшего художника остаток жизни, наполненный грустным переосмыслением прошлого. По мнению его сестры, он специально простудился, стоя под форточкой.

Файл:Врубель - Демон летящий (акварель) 1891 г.

Возвращаясь к одной из самых известных картин Врубеля, стоит отметить, насколько кропотливо мастер работал над этим произведением, несколько раз меняя композицию, снимая холст и вновь натягивая его (как результат - голова Демона, не умещающаяся на картине, выходящая за ее пределы). Идея Врубеля легко читалась – изобразить фигуру, будто скованную пространством. Художник создал образ скорбного духа, плененного самими обстоятельствами без шанса на освобождение.

Со слов мастера, он работал не над портретом Демона, а над изображением демонического существа, погруженного в свои печальные думы.

Вдохновение для создания фона художник нашел в красоте кавказских гор, однако природа так и остается непрописанной, внимание Врубеля сконцентрировано на композиционном центре картины – сидящей фигуре. Несмотря на то, что образ неземного существа приближен к смотрящему, его голова развернута боком, взгляд направлен далеко вперед, а поза защитная. Такой выбор композиции позволяет прочувствовать, что Демон лишний в окружающем его мире, он страдает от одиночества, при этом пытаясь защититься от всего извне. Свобода, в которую обращен его взгляд, является иллюзорной. В самой позе Демона мастер показывает его ограниченность в движении. Нет, падший ангел не обездвижен в прямом смысле этого слова. Он не связан веревками, не прикован кандалами. Однако он пленен обстоятельствами, которые привели его к такому положению. Демон не видит возможности вырваться к свету. Причудливые каменные растения, окружающие героя, пейзаж с таинственным золотистым свечением служат созданию образа мира, неуловимо чарующего и недостижимого для падшего ангела.

Цветовое решение работы также передает заложенную автором идею: темные, гнетущие краски, в которых прорисована фигура Демона, резко контрастируют с насыщенными, полными жизни оттенками природы, что подчеркивает конфликт между ним и окружающим миром, трагедию пленного духа, который никогда не сможет вернуться на небеса.

Детское увлечение выращиванием кристаллов отразилось на технике живописи Врубеля. Изображение будто наполнено мелкими кристаллами, что делает его схожим с витражами. Такая фирменная «лепка» является визитной карточкой художника, получившего ее, используя широкие мазки, сделанные мастихином.

В своей работе автору удалось передать мысль, что возвращение к свету невозможно для падшего ангела. Совершив непростительную ошибку, Демон может лишь печально сидеть, мечтая о свободе, не находя себе места в реальном мире.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится