12 октября 1492 г. Христофор Колумб подвёл свои каравеллы к острову индейцев гуанахани и назвал его Сан-Сальвадором. Аборигены встретили испанцев тепло — принесли в подарок фрукты, копья и… сушёные листья с сильным ароматом. Европейцы видели, как индейцы сворачивают эти листья, поджигают их и вдыхают дым, но сами это делать отказались. Пока что. Спустя три недели Колумб отправил двоих членов экипажа «Санта-Марии» исследовать Кубу. Когда Луис де Торрес и Родриго де Херес вернулись, то рассказали, что и сами попробовали «пить» дым (слова «курение» тогда ещё не было). И если Луис оказался более или менее равнодушен к этому дыму, то Родриго стал первым испанским курильщиком.
Де Херес быстро пристрастился к табаку и взял его с собой в Европу. Правда, когда экспедиция вернулась в Испанию, Родриго ждал неприятный сюрприз. Инквизиторы сочли, что выдыхать дым из ноздрей и рта — адское дело, и упекли моряка как одержимого дьяволом на семь лет в тюрьму (пока власти не решили, что в курении ничего криминального нет).
Что европейцы узнали о табаке от индейцев? Сперва они поняли, что его специально выращивают и используют в целебных и иных ритуалах. Затем они увидели, что аборигены получают от курения удовольствие. С самого начала мнения разделились: большинство вслед за коренными американцами посчитало, что табак полезен, но некоторые сомневались. Епископ Бартоломе де Лас Касас в 1514 г. писал, будучи в Новом Свете, что дым «истощает их [т.е. индейцев] плоть и тем самым отравляет их, и при этом они говорят, что не чувствуют утомления». Другой испанец, Гонсало Эрнандес де Овьедо, тоже писал о курении как о «вредном обычае»: «Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от сожжения травы, похожей по свойствам на белену, и делаются от этого пьяными. Обычай этот они называют табако».
Словом «табако» индейцы обозначали трубки и процесс курения. При первом знакомстве с ними испанцы неверно истолковали это слово и решили, что так называется само растение.
Новая привычка из Нового Света
Постепенно моряки и торговцы привезли курение в Старый Свет. Сначала в Португалию и Испанию, затем в Англию, Францию (в 1560 г.), Германию (в 1565 г.), а в конце 16-го в. — в Голландию и Италию. В то время табак ещё стоил довольно дорого и был в дефиците. Поначалу популяризация растения была связана именно с тем, что доминировали представления о нём как о лекарстве.
Почему так получилось? Во-первых, в медицинских целях курили индейцы. Французский путешественник Андре Теве, к примеру, в 1557 г. писал: «Они [аборигены] говорят, что он [табак] хорош для поднятия настроения и испаряет излишнюю влагу в голове. Кроме того, табак позволяет некоторое время выдерживать голод и жажду. Поэтому они используют его часто, вдыхают дым даже на советах и лишь потом говорят; как правило, они курят одну сигарету за другой на войне, где это очень полезно. Женщины совсем не используют табак. Правда и то, что если они слишком много вдыхают его дыма или аромата, то он ударяет им в голову и опьяняет, как запах сильного вина».
Во-вторых, европейские врачи опирались на гуморальную теорию древнеримского врача Галена. Последний считал, что здоровье зависит от баланса четырёх типов жизненных соков, наполняющих человеческое тело — горячих, сухих, холодных и влажных. Раз дым горячий и сухой, рассуждали лекари, значит, он помогает удалить лишние холодные и влажные соки и тем самым лечит. К тому же, и Гиппократ когда-то предлагал лечить людей окуриванием дымом, а античные врачи в то время пользовались огромным авторитетом.
Большое влияние на современников оказал севильский врач Николас Монардес. Он называл табак «святой травой», которая «во всех случаях нужна человеку, не только больному, но и здоровому», так как помогает от усталости и напряжения, предохраняет от сифилиса, лечит простуду, ревматизм и ещё три десятка болезней. В «Радостных новостях из Нового Света» (1571 г.) Монардес писал, что «любой недуг тела или его части он изгоняет, и это достойно величайшего восхищения».
Английский врач Томас Гарриот тоже восхвалял табак в 1586 г.: «Кто употребляет его [дым], не только сохраняет тело от засорений, но также, если они существуют не слишком долго, разрушает их. Тем самым тела сохраняются в исключительно здоровом состоянии, и мало есть тяжёлых недугов, частых в Англии, которых он не излечивал». Гарриот так верил в целительную силу табака (и, вероятно, получал от курения такое наслаждение), что курил взахлёб много лет и помер от рака носа (тогда любили выдыхать дым именно через нос). Но пример этого врача не стал ни для кого поучительным. Англичане по-прежнему верили в целебные свойства курения и даже считали, что оно положительно влияет на мужскую потенцию.
Во Францию табак привёз в 1560 г. Жан Нико, от имени которого происходит слово «никотин», — французский посол в Лиссабоне. Нико отправил нюхательный табак королеве Екатерине Медичи, страдавшей от головной боли. По словам Екатерины, лекарство помогло, и она до конца жизни не расставалась с табакеркой.
Европу окутывает дым
Очень скоро жители Европы, как и в своё время первый курильщик Родриго де Херес, познали наркотический эффект табака и начали курить просто ради удовольствия. К началу 17-го в. табак уже распространился по всей Европе, а затем попал и в Африку, и в Азию (где соорудили первый кальян). И выращивали его теперь повсеместно. Курить стало модно — при дворе, на флоте, а потом и вообще в народе, появились первые клубы курильщиков, в которых собирались подымить. К 1600 г. в Лондоне курил уже каждый второй, не чурались набитой табаком трубки и женщины; а в 1620-х г. в английской столице курево продавалось, по словам одного современника, в 7 тысячах мест. «Табак подобен любви», — пели англичане. В 1618 г. О. Бусион писал из Лондона: «Этот обычай так развит, что они не только курят каждый час днём, но даже и ночью держат у подушки трубку и огниво, чтобы утолять желание покурить. У них даже есть обычай «переходящего тоста», когда один учтиво передаёт трубку другому […]. Кроме того, леди и другие благородные дамы приучились употреблять табак как лекарство, но тайно. Все остальные курят его для наслаждения».
К тому времени англичане уже со смехом вспоминали, как пару поколений назад они реагировали на незнакомое им курение. К примеру, Ричарда Тарлтона, одного из первых курильщиков, «потушили» двое мужчин: они «…никогда такого не видев, изумились; а заметив пар, идущий из носа Тарлтона, закричали: ''Пожар, пожар!'' и выплеснули стакан вина ему в лицо». Похожий случай произошёл с Уолтером Райли, который вернулся из Нового Света в Англию, спокойно закурил, а через пару минут слуга вдруг облил его голову пивом — подумал, что сэр Райли загорелся.
Когда дурная привычка охватила уже великое множество людей, чуть чаще стали задумываться — а нет ли от этого вреда? Не любил табак, к примеру, английский король Яков I, который установил на его продажу такую пошлину, что цена поднялась на 4000%, но не помогло. Яков посмеивался над врачами, которые считали табак панацеей, и считал его дым вонючим. Ф. Бэкон в 1610 г. заметил, как трудно прекратить курить, и он не единственный понял, что что-то с табаком не так. Некоторые проповедники стали называть курение «сухим пьянством» и негодовали, что прихожане (а иногда и монахи) курят в храмах прямо во время богослужений. Потом пошли слухи, что сосуды курильщиков покрываются копотью. И табак кое-где начали запрещать — сначала турки, потом китайцы, а в 1634 г. по религиозным соображениям это сделал и русский царь (вдыхать адский дым, аки чертям, разрешалось только жителям Немецкой слободы в Москве — иностранцам).
Но до научного обоснования вреда курения было ещё очень далеко, и курильщики не одно столетие считали табак безобидной забавой.