На такое пышное звание она претендует по праву – самое большое количество хвостатых любимцев на одной картине, огромные размеры, ведь все коты изображены на ней в масштабе больше натурального, и весит произведение больше 100 килограмм, а также рекордно высокая цена для холста этого знаменитого художника-анималиста. Название, придуманное мужем заказчицы, уже больше 100 лет продолжает вызывать улыбки, ведь и сегодня котики для многих дам остаются единственной, но страстной любовью – независимо от того, являются ли те миллионершами.
У Карла Калера был достаточно извилистый творческий путь. Окончив в 1874 году Академию художеств в Мюнхене, молодой живописец сначала выставлялся в лучших галереях Европы - Берлине, Мюнхене и Вене, но затем эмигрировал в Австралию. Основной темой его творчества в тот период были лошади. Художнику одинаково хорошо удавалось передать накал страстей, царящий на скачках, и красоту благородных животных. Однако, написав три картины о Кубке Мельбурна, Калер эмигрировал в Америку. Там в 1891-м году он познакомился с Кейт Бёрдселл Джонсон.
Чета Джонсон жила недалеко от Сан-Франциско в имении «Буэна Виста». Эта усадьба была старейшей в Калифорнии винодельней. В конце XIX века производство здесь уже давно не велось, но супруги, переделав дом для своего удобства, решили оставить старинные прессы и все оборудование просто из любви к редкостям. Интересно, что благодаря этому в XX веке винодельню удалось запустить вновь, и она работает до сих пор. Однако супруг Кейт умер, и 60-летняя миллионерша жила в огромном поместье одна. Правда, ее одиночество скрашивали около 50 хвостатых любимцев. Кошки были страстью женщины уже много десятков лет. Покойный муж, шутя, называл их «любовники моей жены».
Художник, погостив в «Буэна Виста» немного, планировал ехать дальше, его привлекали водопады Йосемитского национального парка. Однако, похоже, что он поддался невероятному обаянию главных обитателей усадьбы, и, неожиданно для самого себя, согласился на эту авантюру – написать гигантский групповой портрет, на котором были бы изображены все любимцы Кейт. Известно, что до этого момента Калер котов не рисовал никогда. Вероятно, высокий гонорар тоже сыграл свою роль, но, так или иначе, художник остался в этом доме на долгие два года, именно столько времени заняла у него работа над невиданным полотном. Эскизы и проработка характера каждого животного, отдельные портреты для некоторых, особенно выдающихся - Карл Калер проделал огромную работу, и благодаря этому на картину можно смотреть бесконечно.
У каждого из котиков на ней свой характер, свое настроение. Кажется, что вся композиция находится в движении, ведь удержать животное на месте невозможно, поэтому все герои на ней чем-то заняты. Позирует по-настоящему лишь один усатый красавец, вокруг которого и строится композиция. Это – гордость хозяйки кот Султан. Он был куплен за три тысячи долларов, по тем временам сумма просто невероятная. Кстати, гонорар за написание картины составил 5 тысяч. Считается, что всего на полотне изображены 42 кошки. Если есть желание, можно проверить эту цифру, говорят, что некоторых хвостатых обнаружить на не так просто, так что, возможно, это еще и прототип компьютерной игры «Найди кота».
Выставленная на Чикагской Всемирной выставке 1893 года, картина произвела сенсацию. Гигантское полотно собирало толпы зрителей и вызвало многочисленные отклики в газетах. Название, которое Кейт дала произведению в память о любимом муже, добавляло работе «изюминку» и продолжает вызывать улыбки до сих пор. Однако, увековечив своих любимцев, хозяйка картины умерла в декабре того же года. После смерти о ней начали писать просто фантастические факты – что, якобы, в усадьбе жили несколько сотен кошек, и после смерти миллионерша завещала все свои деньги им. Возможно, что сюжет диснеевского мультфильма «Коты-аристократы» основан на отголосках этих слухов. Кейт действительно позаботилась о судьбе своих «любовников», однако все было намного проще. После смерти хозяйки в поместье жили 32 кошки. Часть из них была отдана новым хозяевам, а остальные переселились в дом к дальней родственнице Джонсов, которая получила по завещанию 20 тысяч долларов (по нашим временам данная сумма соответствует полумиллиону). На эти деньги женщина создала для котиков, пусть не царские, но очень хорошие условия содержания. Большая же часть наследства досталась католической церкви для открытия в городе больницы «для всех больных бедных женщин и детей, независимо от религии, национальности и цвета кожи». Это медицинское заведение, кстати, существует до сих пор.
А вот судьба картины была намного интереснее. Ее в 1894 году приобрел торговец произведениями искусства Эрнест Акет для своего нового заведения. «Дворец искусств» был необычным сочетанием кафе и картинной галереи, и «Любовники моей жены» стали звездой экспозиции. В 1906 году Сан-Франциско оказался в эпицентре сильнейшего землетрясения. Именно тогда трагически погиб создатель картины Карл Калер, галерея, в которой висело полотно, сгорела, но сама картина сохранилась. Учитывая ее огромный вес и размеры это кажется настоящим чудом. Дальше полотно несколько раз меняло владельцев и выставлялось в Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити, Чикаго и Детройте. Вероятно, перевозка картины каждый раз вызывала определенные трудности, ведь даже на последнем аукционе 2015 года для экспозиции ее пришлось соорудить специальную стену, способную выдержать немалый вес. Интересно, что в 1940-х годах картина демонстрировалась на крупной кошачьей выставке в Мэдисон-Сквер-Гарден. По воспоминаниям очевидцев, произведение искусства тогда затмило «живые экспонаты». У полотна скапливались огромные толпы зрителей, оно опять стало популярной темой для газетных публикаций и, к тому же, было продано около 9 тысяч репродукций.
Одна из этих копий сыграла роль в дальнейшей судьбе картины. Нынешний владелец полотна, купивший ее на аукционе, не сообщил своего имени, однако рассказал интересные подробности. Копия «Любовников» когда-то была куплена им на той самой выставке в подарок матери. Старушке картина с котиками так приглянулась, что провисела у нее над кроватью до конца ее дней. Сейчас, имея финансовые возможности, этот человек решил приобрести оригинал картины в память о матери, поэтому, возможно, аукционные торги и дошли до суммы, втрое превышающей предпродажные прогнозы. Ведь когда речь идет о настоящих чувствах, деньги становятся второстепенными.