Как немецкая художница Паула Модерзон-Беккер искала баланс между семьей и творчеством
0
0
1
937
просмотров
В конце XIX века жители немецкой деревушки Ворпсведе только и говорили, что о поселившихся там чудаках-художниках. Молодые мужчины и женщины бродили с этюдниками в окрестностях Ворпсведе, перенося на холст чахлые березы, мелкие реки и жухлую листву. Полотна одного из них, Отто Модерзона, на выставке увидела юная художница – Паула Беккер – и это полностью перевернуло ее жизнь.
Паула Модерзон-Беккер.

Паула Беккер родилась в Дрездене. Ее отец был инженером, а мать происходила из дворянской семьи фон Бюльтцингслёвен. Родители все силы отдавали на то, чтобы трое их отпрысков получили хорошее образование и воспитание – но мыслили весьма традиционно, поэтому Пауле предстояло изучать языки и домоводство.

Рисунок Паулы.

Впрочем, отправившись на обучение в пригород Лондона, деятельная Паула не теряла времени даром и там же получила начальное художественное образование. После, все еще повинуясь воле родителей, она окончила учительские курсы. В то время женщине не стоило грезить о карьере художницы: государственные академии женщин не принимали.

Пейзаж Паулы Модерзон-Беккер.

Однако Паула продолжала писать и посещала все выставки, на которые могла попасть. Однажды ее взгляд задержался на меланхоличном пейзаже, таком свежем в сравнении с пафосными историческими полотнами, которые писали члены художественных академий. Паула ощутила: это именно то, к чему стремится ее душа. Вскоре она приехала в Ворпсведе, чтобы познакомиться с автором.

Пейзаж Паулы, написанный в Ворпсведе.
Пейзаж Паулы, написанный в Ворпсведе.

Их первой встречи никто не помнил, и в письмах Паула упоминала лишь вскользь: «Видела Отто Модерзона…». Но однажды он, верный муж и отец, оторвавшись от работы, взглянул в окно и увидел девушку в темном платье, идущую под руку со старухой из местной богадельни. Портреты старух, написанные Паулой Беккер, принадлежат к числу лучших творений немецкой живописи, а сердце Отто Модерзона с того момента принадлежало странной молодой художнице.

Портреты старых женщин, написанные Паулой.
Пауле позировали пожилые женщины, живущие в богадельне.
Паулу интересовала не красота, а выразительность образа.

Еще в Ворпсведе Паула познакомилась с Кларой Вестхофф, будущей женой Райнера Марии Рильке. Клара успешно занималась скульптурой, и вместе девушки отправились во Францию, где оказались в самом сердце художественной жизни Европы. Они усердно учились и так же усердно вбирали в себя опыт других художников, прислушивались к дискуссиям, заводили знакомства… Там, на Всемирной выставке в Париже, состоялась новая встреча Паулы и Отто Модерзона.

Живопись Паулы Модерзон-Беккер.

Отто получил печальное известие с родины, скончалась его жена. Он спешно вернулся в Германию, но уже через три месяца прервал траур по почившей супруге. Паула и Отто поженились.

Портрет мужа, автопортрет.

Первые три года брака оба они признавали счастливыми – Паула изо всех сил старалась быть хорошей женой и матерью своей приемной дочери, Отто способствовал творческой самореализации жены. В то же самое время Паула переживает первый творческий кризис, осознавая ограниченные возможности пейзажной живописи.

Паула быстро разочаровалась в возможностях пейзажной живописи.

Она все больше обращается к живописи портретной, преодолевая художественный язык, перенятый ею в Ворпсведе, многократно пишет свою приемную дочь Эльсбет на фоне немецкой природы, автопортреты.

Портрет Эльсбет.
Портрет Эльсбет, автопортрет Паулы.
Автопортрет художницы, портрет Эльсбет.

Такие изменения встречают непонимание Отто Модерзона, в котором она искала родственную душу и абсолютное принятие.

Отто не понимал экспериментов жены, но считал ее гениальной.

Одиночество Паулы, чьи работы практически не выставляются, становится удушающим. Она пишет: «Мой опыт говорит, что замужество не делает более счастливой. Оно отнимает иллюзию, питавшую раньше всё твоё существо, о существовании родственной души».

Живопись Паулы Модерзон-Беккер.

Паула болезненно встречает критику Отто, который не понимает, что ранит ее. Он совершенно честно полагал, что лишь помогает раскрыться творческому гению Паулы. Спустя несколько лет он признается, что многое черпал из ее работ и, вспоминая свои былые «советы», скажет: «Она была во всем, во всем права».

Творчество Паулы многим было непонятно.

В новом творчестве Паулы суровость немецкой живописи сочетается с экспериментальностью французской, она противопоставляет себя всем – академии, любым художественным направлениям…

Паула творила вне художественных направлений.

Грубые мазки, стертые тона, утрированные черты, образ как глубокий символ, глубокие душевные переживания – все это отличает живопись Паулы.

Паула отражала суровость немецкой природы и глубокие переживания моделей.
Печаль и тревожность пронизывает ее работы.

Частым мотивом ее творчества было материнство.

Матери и дети в живописи Паулы.
Живопись Паулы Модерзон-Беккер - женский мир без приукрашивания.
Мать и дитя.

Паула мечется между желанием обрести былую свободу и любовью к Отто. В конце концов она отправляется в Париж, и с тех пор ее поездки туда становятся регулярными. Она надеется обсудить свои новые идеи с четкой Рильке, однако становится свидетельницей разлада в отношениях между Кларой и Райнером и сбегает в Лувр, где исследует античные и египетские фрески.

Обнаженная натурщица.

В последующей поездке после долгих убеждений к ней присоединяется Отто, но радость Паулы омрачена его ревностью… к французскому искусству, которое так увлекает молодую художницу. Ее живопись становится ярче, жестче, контрастнее.

Во Франции Паула начинает писать контрастнее и жестче.
Французское искусство вдохновляет Паулу на новые поиски.

Работы фовистов вдохновляют ее на создание натюрмортов – ранее Паула писала преимущественно примитивистски трактованные фигуры людей, в основном женщин и детей.

Натюрморт Паулы Модерзон-Беккер.
Натюрморт Паулы Модерзон-Беккер.
Натюрморт Паулы Модерзон-Беккер.

Рильке убеждал ее участвовать в выставках и приобрел одну ее работу, но Паула отказалась представлять свое творчество на суд публики, считая себя еще недостаточно опытной.

Натюрморт Паулы Модерзон-Беккер.

Очередная ее поездка стала внезапной – устав от удушающего быта, Паула бросила мужа и оборудовала себе мастерскую в Париже. Отто умолял ее вернуться, но она была непреклонна. Тогда он убедил ее принимать от него материальную помощь. Паула поселилась на Авеню дю Мэн и полностью отдалась искусству.

Автопортреты художницы.

Спустя год состоялось их примирение. Художница забеременела. Паула хотела ребенка, но послеродовая эмболия убила ее. «Как жаль…» - произнесла она перед смертью.

Справа - одна из последних работ Паулы Модерзон-Беккер.

Отто Модерзон после смерти Паулы снова обретет счастье в браке, однако до конца дней будет заботиться о творческом наследии покойной жены. Пришедшие к власти в Германии нацисты наградят его медалью, а ее работы конфискуют как «дегенеративное искусство», однако многое удастся сохранить. Дочь Паулы, Тилле, впоследствии создаст фонд имени своей матери.

Надгробие Паулы Модерзон-Беккер.

Менее чем за четырнадцать лет своей творческой карьеры Паула Модерзон-Беккер написала семьсот пятьдесят картин, выполнила около тысячи рисунков и тринадцать офортов. При жизни ей удалось продать всего три картины. Посмертно Паула стала первой женщиной, которой был посвящен музей – постоянная экспозиция работ художницы, не выставлявшейся при жизни, открыта в Бремене благодаря другу ее семьи, художнику Бернхарду Хётгеру.

Пауле Модерзон-Беккер в Германии установлен памятник.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится