"Омерзительная болезнь"
Писатель мировой величины до последнего своего дня оставался в первую очередь врачом. Неудивительно поэтому, что среди его литературных произведений встречается статья о смерти Ирода, – посмертная консультация, составленная на основании письменных источников о болезни царя Иудеи. Чехов написал эту заметку в трудный финансовый период, руководствуясь в том числе желанием получить гонорар, но и сам предмет исследований вызывал у писателя-медика живой интерес.
Непросто ставить диагноз тому, кого это уже не спасет, а кроме того, делать это исходя из единственного предания, записанного и переписанного много раз, к тому же с использованием устаревшей и непривычной терминологии. Царь Ирод фигурирует в библейских текстах как правитель Иудеи, который, узнав о рождении Христа, но не сумев выведать у волхвов его местонахождение, приказал перебить всех младенцев мужского пола в Вифлееме и его окрестностях. По православным источникам количество жертв составило 14 тысяч, по сирийским – 64 тысячи.
Исторические источники, содержащие сведения о правлении Ирода, сводятся в основном к труду Иосифа Флавия «Иудейские древности», современника царя, который об избиении младенцев не упоминает. Зато его труд содержит подробное описание недуга, терзавшего правителя на протяжении продолжительного времени: «Его мучили также внутренние нарывы, особенно же страшные боли в желудке; ноги его были наполнены водянистой, прозрачной жидкостью. Такая же болезнь постигла и низ его живота; на гниющих частях появлялись черви; когда он хотел подняться, дыхание причиняло ему страшные страдания, как вследствие зловония, так и вследствие затруднительности своей; всего его охватывали судороги, причем царь обнаруживал неестественную силу».
Чехов обращается не только к Евангелию, но и к трудам Феофилакта, архиепископа Болгарского, жившего в XI – XII вв., а также своего современника, английского богослова Фредерика Уильяма Фаррара, дополняя и развивая ставшие популярными в то время исследования историко-религиозного характера.
В описании царя Ирода Чехова видна эмоциональность писателя и негативная оценка его личности – больной вызывал «отвращение и ужас», а болезнь его названа «омерзительной». Чехов рассказывает, как, в своем стремлении отвлечься от болей, Ирод приказал казнить старшего сына. На самом деле по приказу правителя были убиты трое его отпрысков – Александр, Аристобул и Антипатр, и, узнав об этом, император Август якобы воскликнул: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном!»
Чехов как диагност
Разумеется, трудно было рассчитывать на точный диагноз диктатору, который умер за восемнадцать веков до выхода статьи Чехова. В тексте приведены лишь возможные варианты болезней, среди них чесотка, проказа, сифилис, который упоминается несколько витиевато, и то, что Чехов назвал «всем известной волчанкой», по сути являющейся туберкулезом кожи.
Такая ретроспективная диагностика была явлением достаточно новым в момент выхода статьи о смерти Ирода, тем не менее попытки определить причину болезни по литературным текстам уже предпринимал к тому времени один из учителей Чехова Г.А. Захарьин, взявшись за анализ «Смерти Ивана Ильича» Толстого.
Полемику по вопросу причины смерти Ирода продолжили другие исследователи. А.А. Пясецкий в своей «Медицине по Библии и Талмуду» называет в качестве диагноза проказу, Ян Хуршманн в 2002 году – болезнь почек с осложнением в виде гангрены, В.А. Логинов в 2011 году ставит причиной смерти лейшманиоз.
Маловероятно, что за написание статьи Чехов взялся исключительно из материальных соображений. Современники отмечали его постоянное стремление быть в курсе всех достижений медицинской науки, вдумчивый подход к приобретению и изучению профессиональной литературы, он постоянно поддерживал общение с сотнями коллег-врачей. Практика Антона Павловича была обширной – помимо работы уездным лекарем и добровольного участия в устранении последствий холеры в 1891-1892 годах, он консультировал и лечил всех, кто обращался за помощью. «Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублёвки», сообщал он в письме.
За время своей карьеры врача Чехов освоил едва ли не все возможные направления медицины, помимо прочего побывав и заведующим Звенигородской больницей. Он выполнял обязанности судебного медика, живо интересовался психиатрией, работал над диссертацией, посвященной истории врачебного дела в России. Даже книга «Остров Сахалин», которая была завершена через пять лет после возвращения Чехова из путешествия, стала, по сути, медицинским трудом, посвященным условиям, в которых жили каторжники острова.
Ипостаси Чехова в медицине
Все литературное наследие Чехова построено на безупречном понимании человеческой психологии, да и в своей первой профессии Антон Павлович уделял особое внимание душевному состоянию больного. Он выписывал и шутливые рецепты: «головокружение может быть прекращено следующим образом: возьмите две веревки и привяжите правое ухо к одной стене, а левое к другой, противоположной, вследствие чего ваша голова «будет лишена возможности кружиться».
«Доктор А.П. Чехов» - такая надпись украшала входную дверь его квартиры. Даже будучи признанным мастером пера, медицину Чехов называл «женой», а литературу – «любовницей».
Себя Чехов вылечить так и не смог – после поездки на Сахалин в 1890 году у писателя обострился туберкулез. В 1904 году в немецком городе-курорте Баденвайлере он скончался.
«Каждую ночь просыпаюсь и читаю «Войну и мир»… Если б я был около князя Андрея, то я бы его вылечил» - писал Чехов. Если бы около Антона Павловича оказался современный доктор с нынешними возможностями лечения, вероятно, автор «Вишневого сада» тоже смог бы продолжать создавать шедевры литературы еще десятилетия. Но так как история не знает сослагательного наклонения, приходится лишь принять случившиеся события, оставляя за собой право подвергать их осмыслению и анализу, как это делал когда-то доктор А.П. Чехов.